Ванино: Загнали в уголь

Поселок и порт, прошлое и настоящее, бизнес и жизнь
07.06.2016       /       21:46
Новости населенных пунктов
584
Черное небо средь бела дня лицезрели ванинцы в первую январскую неделю. Ветер поднял с причалов порта мириады угольных частиц и понес их на северо-запад. Туда, где инфраструктура компании «Трансбункер», двухэтажка прокуратуры и Токи - поселок с двухтысячным населением.

Терпение лопнуло не у токинцев, а у ванинцев. Возможно, потому, что неприятно видеть из окна квартиры клубящуюся пыль цвета воронова крыла, которая оседает везде - на льду бухты, заснеженном дворе, подоконнике. Нельзя сказать, что местная власть недовольство проигнорировала. Было организовано два схода, в районной администрации и Доме культуры, куда приглашался генеральный директор ОАО «Ванинский морской торговый порт» Игорь Прищепов. Он же давал пояснения приехавшим на побережье руководителям краевой думы, в которую обратилось районное собрание депутатов, озабоченное ухудшением экологической ситуации.

Рожденный в войну

До назначения в Ванино в 2014 году Прищепов работал в Мурманском порту, где вырос до главного инженера, потом в приморском Посьете. Иначе говоря, в построенных еще в советское время универсальных портах, не приспособленных для перевалки угля в таких объемах, какие стали возможны в пореформенное время.

Ванинский порт был создан в 1943 году после победы в Сталинграде и на Курской дуге, когда обозначилась перспектива завершения Второй Мировой на востоке. Расстояние в триста метров от порта до жилфонда десятилетиями никого не пугало. Теперь же, с появлением угля едва ли не на всех причалах, несовершенство нормативной базы вносит в умы диссонанс. С какой черты ведет отсчет санитарно-защитная зона? Если от забора порта, то надо отселять жильцов пятиэтажек, попадающих в эту зону. Если от места погрузки, то существование в тех же домах не должно угрожать здоровью.

Реагируя на жалобы ванинцев, представивших фотографии морского льда, разумеется, не прозрачного, а пречерного, транспортная прокуратура и Росприроднадзор пытались привлечь к административной ответственности виновных. Краевой суд отказал. Выяснилось, что нет прибора, определяющего источник загрязнения. Значит, не доказано, что угольная пыль сгубила чистый лед. Злополучная пылюка может быть с плохих шоссе, из труб угольных котельных. Теоретически это возможно, но не выдерживает критики в практической плоскости, ведь отвратительных дорог и работающих на угле котельных в Ванино хватало всегда, однако черноты на подоконниках не было.

Масла в огонь добавил глава поселка Мансур Губайдулин. Он распорядился спилить деревья в сквере, который выходит к порту и воспринимается как санитарно-защитная зона. Сквер из тополей и берез появился полвека назад, некоторые деревья действительно падают от старости, но что высаживается в поселке на средства, выделяемые озеленителям из его бюджета? Крохотные кедры, едва заметные лиственницы, привезенные из питомника. На сходе депутат районного собрания Евгений Шахрай попросил главу порта выделить средства на приобретение устройства для пересадки из леса крупных деревьев.

Прищепов это предложение записал, как, впрочем, и другие. В их числе установка к каждой сортировочной машине (дробилке) системы пылеподавления (водяной пушки), замена устаревших грейферов. Были озвучены другие меры, которые дирекция порта намерена предпринять для предотвращения загрязнения воздушной среды. Смущало одно - финансирование, выделяемое на 2016 год. Оно составит десять миллионов рублей, на что Виктор Киселев, известный в крае ванинский блоггер, откликнулся едким комментарием. Смысл его в шутейном вопросе из песни Высоцкого: где деньги, Зин?..

«Volvo» и полуторка

Несколько лет назад угольная тема была, пожалуй, главным раздражителем в поселке Токи, рядом с которым Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) возвела терминал. Токинцы общались с представителями Тувинской корпорации и компании «Сахатранс», имеющими намерения обзавестись перегрузочными мощностями, но разговор уходил в сторону - к предприятию «Дальтрансуголь», эксплуатировавшему терминал, к угольной пыли. Токинцы обращались в инстанции по поводу низкого качества ремонта двухэтажек, выполненного при содействии Фонда реформирования ЖКХ, но упоминали черные подоконники.

Парадоксально, но факт: терминал, выстроенный по последнему слову техники, не предусматривал составляющих пылеудаления, и Дмитрию Лисину, первому директору «Дальтрансугля», оставалось только разводить руками. Сменившему его Владимиру Шаповалу пришлось решать проблемы, возникшие то ли из-за недочетов проекта, то ли из-за ограниченности финансирования. Были установлены пересыпные башни и пылеулавливающие ограждения, заработали водяные пушки и снегогенераторы, стали использоваться химреагенты.

- Острота была снята, токинцы убедились, что есть подвижки, а их мнение услышано, - полагает председатель районного собрания депутатов Андрей Куренщиков.

Проводить аналогию между терминалом СУЭКа и портом Ванино - все равно что сравнивать грузовик «Volvo» и советскую полуторку. К тому же за Шаповалом видится СУЭК - крупнейшая в стране угольная компания. А что за Прищеповым и обещанной им десяткой «лимонов» на экологию? Кипрские фирмы, которые стали собственниками порта после перепродажи его активов «Мечел-Трансом» - структурой компании «Мечел», печальной известной долгами, неурегулированными спорами, надвигающимся банкротством. Оффшорное местопребывание собственников порта на сходах ванинцев вызвало не меньше критики, чем набившая оскомину угольная пыль. Простые люди воспринимают оффшоры как выведение капитала из страны, осужденное ее высшим руководством, как безудержное обогащение единиц на фоне ухудшения жизни большинства.

- Давайте говорить не об оффшорах, а о природоохранных мероприятиях, - заметил первый заместитель генерального директора ОАО «Ванинский морской торговый порт» Евгений Дмитраков.

Имело место, но сведено к нулю

Работающий в этой должности с начала года Дмитраков по образованию и карьере не портовик. В Ванино он перебрался из Нерюнгри, где трудился в компании«Якутуголь», куда пришел с опытом работы в структурах РЖД.

- Нет оснований утверждать, что порт не занимается экологией. Мы располагаем специализированной техникой, которая используется для очистки окружающей среды от загрязнения. Это вакуумные и поливомоечные машины, мобильная водяная пушка, погрузчики и трактор со щетками. Запланировано приобретение установок, чтобы накрывать склады снежной массой в холодное время года, - уточнил зам генерального директора.

Он говорил о замене номенклатуры грузов и ликвидации складирования угля открытым способом на 9-м и 11-м причалах, самых близких к жилому сектору, о монтаже ограждения угольных складов на 15-м, 16-м, 17-м причалах, о корректировке технологических карт, что позволит при усилении ветра приостанавливать погрузочно-разгрузочные работы с пылящими грузами.

- Загрязнение угольной пылью имело место быть. Сегодня оно сведено к нулю, - подытожил Дмитраков.

Фомы неверующие утверждают обратное. Неслучайно сход, состоявшийся в апреле в РДК, проголосовал за допуск общественных инспекторов на территорию порта для экологического мониторинга в любое время. Но чем дальше январь с почерневшим от угольной пыли небом под Рождество, тем слабей гражданская активность. На первом сходе люди стояли в проходах - на втором бросалось в глаза обилие свободных мест. В общественный экологический комитет записалось полтора десятка человек - на заседания собирается кратно меньше.

Правда, зашкаливает активность в социальных сетях, где обращение ванинцев набрало порядка тысячи подписей. Но когда местные блоггеры стали выяснять происхождение портала, аккумулирующего недовольство со всей матушки России, оказалось, что он иностранного происхождения. Вероятно, в цветных революциях чернота подоконников имеет значение.

Портовской - это звучало гордо

Правительство края утвердило план мероприятий по предотвращению загрязнения угольной пылью порта Ванино. Его завизировал не только Прищепов, но и руководители территориальных управлений Роспотребнадзора и Росприроднадзора. План включает даже те объекты, которые не имеют прямого отношения к порту, но всегда раздражали ванинцев, поскольку воспринимались как показуха. В частности, запланирован перенос автоматизированного поста наблюдения за качеством атмосферного воздуха в зону загрязнения, как надо понимать, с более-менее благополучного местечка.

План содержит двадцать шесть пунктов, обнародованы исполнители и сроки. Но даже выполнение плана вряд ли изменит отношение жителей райцентра к порту, точней, к его администрации и собственникам. Дело не в экологии и не экономике, а в психологии. Для большинства ванинцев порт - это не бизнес-проект компании «Мечел» и кипрских фирм, а собственная жизнь. В портовских домах они справляли новоселья, портовская команда «Водник» вырастила Геннадия Цыганкова, чемпиона мира по хоккею с шайбой, на средства портовского профкома ванинские школьники объездили Советский Союз. Чтобы в Ванино уважали, надо уважать портовские традиции.

Это понимают в компании «Трансбункер»: она воздвигла в райцентре ледовый дворец. Это взяла на вооружение компания «Сахатранс»: еще не построив терминала в Токах, она уже построила жилмассив в Ванино. Это учли в «Дальтрансугле», создав в школе райцентра «суэковский» класс, выпускники которого получат в вузах востребованные на предприятии профессии. А что же собственно порт?

По сведениям, опубликованным в открытых источниках, «Мечел» через свою дочернюю компанию приобрел его за пятнадцать миллиардов рублей. Это были заемные средства, и порт до сих пор расплачивается за себя и за того парня. Иначе говоря, оффшорный бизнес, обдирающий его, как липку. Можно штрафовать неисчислимое количество раз само предприятие и его должностных лиц, но вряд ли принципиальность надзорных инстанций прибавит средств на экологию, на технологическое обновление, на ремонт зданий и сооружений.

- Впечатление такое, что собственники порта выжимают из него последние соки. Где инвестиции? Где замена пылящих грейферов? Где условия труда, соответствующие наступившему тысячелетию, а не средневековью? - спрашивает депутат Шахрай, живущий в Ванино пятый десяток лет.

Услышат ли его на берегах Кипра?..

Михаил Карпач «Приамурские ведомости», 08.06.16
comments powered by HyperComments