Жизнь, посвященная заводу

14 мая 2016 года исполнилось 90 лет Болеславу Львовичу Цендровскому – Почётному гражданину города Советская Гавань, почётному ветерану, персональному пенсионеру республиканского значения
04.07.2016       /       11:10
Новости Ванино
694
14 мая 2016 года исполнилось 90 лет Болеславу Львовичу Цендровскому – Почётному гражданину города Советская Гавань, почётному ветерану, персональному пенсионеру республиканского значения.

В архивном отделе администрации Советско-Гаванского муниципального района в коллекции документов выдающихся людей находится на хранении фонд личных документов юбиляра. Обратимся к ним и вспомним некоторые этапы его трудового пути.

Старшее поколение совгаванцев знает Болеслава Львовича как директора одного из градообразующих предприятий нашего города – Северного судоремонтного завода (ССРЗ). За самоотверженный труд он имеет множество правительственных наград, среди которых – ордена «Знак Почета» (1971 г.), «Трудового Красного Знамени» (1976 г.), медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.). Поколение, жившее и работавшее в так называемый «советский период», понимает, за какие заслуги перед государством вручаются эти награды. Б.Л.Цендровский удостоен их за высокие производственные показатели в промышленности, достижение высокой производительности труда, успехи в повышении эффективности производства, за высокие результаты в социалистическом соревновании по выполнению и перевыполнению плановых заданий, разработку и внедрение в производство более совершенных технологических процессов.

Кто-то может возразить, что для достижения этих показателей работал огромный коллектив. Но с полной ответственностью можно сказать, что многое зависело от руководства завода, так как огромный механизм требовал решения не только производственных задач, но и создания достойных условий его работникам для их выполнения. За 15 лет работы главным инженером завода, а в дальнейшем 14 лет его руководителем, Болеслав Львович достоин такой оценки своего труда.

Кроме производственной, юбиляр вел и активную общественную деятельность. Он 13 лет был депутатом городского Совета народных депутатов, 15 лет – председателем заводской ветеранской организации. Даже покинув в 1987 году пост директора завода, он продолжал отдавать предприятию весь свой опыт и знания, работая на других должностях до 1997 г. Только вдумайтесь, общий его трудовой стаж на одном предприятии составляет более 47 лет. И в трудовой книжке только одна запись – Северный судоремонтный завод, который был для него целой жизнью, душой, сердцем и гордостью.

Болеслав Львович Цендровский родился 14 мая 1926г. на станции Оловянная Читинской области в семье железнодорожника. В 1934 году вместе с родителями переехал в Новосибирск. После окончания школы по путевке Новосибирского обкома комсомола был направлен на учебу во Владивостокское высшее мореходное училище (ДВВИМУ имени адмирала Г.И. Невельского). В 1949 г. по собственному желанию перевелся в Дальневосточный политехнический институт имени В.В. Куйбышева (г. Владивосток) на кораблестроительный факультет по специальности судовые механизмы. После окончания института по путевке Министерства судостроительной промышленности СССР был направлен в июне 1950 г. для работы на завод № 263 г. Советская Гавань (будущий Северный судоремонтный завод). Прошел трудовой путь от помощника мастера цеха № 4 до главного инженера (с 1958 г.) и директора Северного судоремонтного завода (с 1973 г.).

Именно в 50-е годы с приходом опытных инженерных кадров начался подъем производительности труда, стали выполняться плановые показатели, улучшаться культурно-бытовые условия жизни заводчан. Вместе с Б.Л.Цендровским на завод были командированы В.Н. Дубровский, Г.Е. Жорницкий, В.С. Киц. В последующие годы пополнились инженерные кадры из институтов Владивостока, Калининграда, Ленинграда – Г.Г. Калина, С.М. Алексеев, А.Ф. Алексеева, А.Ф. Швец, Р.А. Легкогонова и др., а также рабочие кадры из ремесленных училищ Ленинграда, Керчи, Сретенска и других городов.

Болеслав Львович вспоминает, что в 50-е – 60-е годы завод ремонтировал минные тральщики, торпедные катера, боевые и сторожевые корабли, дизельные подводные лодки, эскадренные миноносцы, артиллерийские и ракетные крейсера. В целом обслуживалось более ста наименований судов. Особое место в производственной программе занимало судостроение.

С переходом завода в подчинение Министерства рыбного хозяйства вырос объем судоремонта флота рыбной промышленности, было организовано производство изделий промвооружения для рыбаков дальневосточного бассейна и многое другое. Впервые в мире заводом был построен понтон плавучей драги с ковшом емкостью 600 литров и в 1964 году 773 секции этой драги, весом 2430 тонн, были отгружены заказчику – «Лензолото».

В 1970 г. к причалу завода подошел плавучий док № 2 грузоподъемностью 8500 тонн, построенный херсонскими судостроителями и док-гигант из Швеции грузоподъемностью 27000 тонн. Была практически решена задача докового ремонта кораблей и судов любого тоннажа круглогодично.

Кроме основной деятельности приходилось решать вопросы, не связанные с производством. Например, проблему жилья. Была создана своя строительная база и хозспособом построены квартиры для заводчан и объекты соцкультбыта: 18-квартирный жилой дом для работников подсобного хозяйства, 60, 95 и 125-квартирные жилые дома, спортивные сооружения и домики пионерского лагеря «Утёс», коровник (сначала на 200, а к 1987 г. – на 560 голов крупного рогатого скота). Совместно с подрядчиком – стройтрестом № 508 было сдано в эксплуатацию более тысячи квартир. И все это не просто перечисление всех достижений предприятия, это личный вклад Болеслава Львовича в становление и развитие завода.

Руководством предприятия, профсоюзным комитетом был решен ряд вопросов по организации отдыха, развитию физической культуры и спорта, оздоровлению условий труда коллектива. Постоянно уделялось внимание развитию и благоустройству загородного пионерского лагеря «Утёс», где в летний период отдыхали дети работников завода и других учреждений города. Они обеспечивались молоком и мясом с подсобного хозяйства завода. Большой популярностью пользовалась турбаза «Перекат», в создании которой принимало участие большинство цехов предприятия.

В 1967 году силами предприятия и общественности города было закончено строительство стадиона «Спартак», инициатором которого был коллектив Северного судоремонтного завода. Не все, наверное, знают, что монумент солдату-освободителю на площади Победы, как и обелиск на улице Ленина нашим землякам, погибшим в годы Великой отечественной войны, спроектирован заводским художником А.С.Горобченко.

Коллектив ССРЗ был и инициатором развития в городе коллективного садоводства. Успех наших садоводов-любителей товарищества «Пионер» разбил стойкое мнение, что садоводство в городе невозможно из-за сурового климата. В последующие годы завод уже располагал шестью общественными садами общей численностью 1550 участков. Членам товариществ со стороны завода оказывалась постоянная помощь в приобретении строительных материалов, завозе органических удобрений, выделении автотранспорта.

Это только отдельные страницы истории коллектива, сохраненные в документах архива. Но они навсегда останутся в памяти людей, как и имя Болеслава Львовича Цендровского, при котором завод вписал лучшие страницы в летопись свершений предприятий нашего района.

источник информации
comments powered by HyperComments