ЗАО "ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ" продолжает реализацию собственной программы "Модернизация систем пылеподавления"

Индивидуальные приборы экологического контроля и самый мощный в мире автопылесос - об этом и других аспектах реализации собственной программы «Модернизация систем пылеподавления ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» на 2016 год рассказал технический директор порта Владимир Долгополов
02.02.2016       /       18:15
Экономика и Бизнес
1112
Индивидуальные приборы экологического контроля и самый мощный в мире автопылесос - об этом и других аспектах реализации собственной программы «Модернизация систем пылеподавления ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» на 2016 год рассказал технический директор порта Владимир Долгополов.



- Реализовано будет все, что запланировано в нашей инвестиционной программе на 2016г. Но прежде, чем приступить к рассказу о новинках, я бы хотел напомнить жителям района о том, что уже сделано. Давайте посмотрим, как выглядит система пылеподавления на терминале. 
- Давайте. Итак, состав с углем приходит в порт зимой…

- Вагон с углем подается тепловозами в специальный вагоноразмораживатель, который работает на газе. Сгорающий газ нагревает специальные трубы с отражателями (инфракрасные излучатели) и теплый воздух, образовавшийся в результате горения, разогревает стенки вагонов, и уголь от борта оттаивает в глубину от 50 до 100мм. Этот цикл занимает порядка 15-20мин.

Следующий цикл: вагонопозиционером вагоны, разогретые и слегка оттаявшие по бортам, подаются под разгрузку парами в вагоноопрокидыватель тандемного типа. Затем вагоны переворачиваются, уголь попадает на решетку, отметка от уровня земли -6м. Вокруг решетки со всех сторон установлена мощная аспирационная система, поглощающая пыль, возникающую в момент опрокидывания вагона и падения угля. Данная система была модернизирована в 2015г. и позволила увеличить сбор максимального количества выделяющейся пыли.

После попадания на решетки уголь, который не просыпался в специальные герметичные бункеры, смерзшиеся куски, измельчают специальные дробильно-резательные машины, в прошлом году мы, в рамках программы модернизации, заменили их на самые современные, которые есть на сегодняшний день. В новых дробильно – резательных машинах уменьшили скорость вращения фрез, а силу резанья увеличили, тем самым максимально снизили пыление на данном этапе выгрузки. Затем, уже измельченный уголь поступает на конвейер, а это уже следующее действие в нашем цикле по выгрузке вагонов с углем.

На конвейере установлена новейшая система пенообразования. На терминале она применена впервые. Специальная пена, совершенно безвредная для человека, укрывает движущийся по конвейеру уголь, предотвращая пыление. Затем в пересыпном бункере она перемешивается и связывает между собой мелкие частички пыли, что еще на этапе выгрузки снижает процент пыления.

Если уголь сильно смерзшийся, его сначала распиливают специальными Самоходными маневровыми резательными комплексами, СМРК №1 и №2, а затем весь цикл разгрузки полувагонов с углем повторяется, как я описал ранее.

- То есть, пылеподавление в ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» начинается на глубине -6 метров, под землей?
- Не совсем так, на отбойных стенках в здании вагоноопрокидывателей -2м, смонтирована система туманообразования, которая в автоматическом режиме при перевороте вагонов на 90 градусов включается и образует защитную стенку. И пока вагон не вернется на отметку 90градусов после разгрузки, не выключится, тем самым образуя пелену из тумана, что не дает пыли подниматься выше уровня пола.
- Возможно, это не вполне профессиональный вопрос. И все-таки: скажите, а зачем заниматься пылеподавлением на отметке -2м, под землей и ниже? При том, что глубина всего бункера 17 метров.
- Ну, во-первых, там работают люди. Они не должны дышать пылью. Охрана труда - один из приоритетов СУЭК. Во-вторых, пылеподавлением нельзя заниматься урывками – вот здесь блокируем пыль, а здесь и так сойдет. Важно минимизировать пыление на каждом участке перевалки угля. Тогда будет достигнут максимальный эффект.

Идем дальше. Наибольшие проблемы с пылением до января 2013 года наблюдались на перегрузочных пунктах. Эту проблему мы тоже решили, насколько это было возможно. После ввода в эксплуатацию специальных вакуумных систем DISAB – TELLA ситуация изменилась. Мощные вакуумные установки с помощью воздушного потока направляют угольную пыль к фильтру- сепаратору, где происходит отделение мелких частиц угольной пыли от воздушного потока. Пыль затем аккумулирует в специальные герметичные емкости, а после вывозится на склад и укладывается в штабель.

В 2014 году ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» инвестировало в модернизацию вакуумных систем 16 миллионов рублей.

- На складе терминала может единовременно хранится более миллиона тонн угля. Как решается вопрос с пылеподавлением здесь?
- Сегодня мы можем с уверенностью сказать: склад защищен очень надежно. И мы продолжаем работы по улучшению качества пылеподавления. Здесь имеется передвижной снегогенератор, на базе автомобиля. Он едет от одного штабеля угля к другому и распыляет специальный водный состав в виде мелкодисперсного тумана. Уголь покрывается тончайшей снего-ледяной коркой, предотвращающей пыление даже при сильном ветре. Летом этот же агрегат работает как орошатель, распыляя вместо снега водяной туман.

В конце 2014 и в начале 2015г. на четвертом складе были смонтированы две самые мощные в России водяные пушки (поставщик – российская компания ЕИМ -инжениринг), которые по принципу передвижного снегогенератора орошают круглогодично склады с углем в радиусе до 300метров, а в зимний период укладывают снег на штабели на расстояние от 150 до 200метров.

Со склада уголь при помощи стакер-реклаймеров поступает на конвейеры, а далее отгружается на суда. В 2015 году на стакер-реклаймере №2 установлена специальная система пылеподавления, орошающая уголь непосредственно в момент погрузки и выгрузки. Стоит заметить, что именно на Ванинском терминале ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» впервые применена система орошения угля непосредственно на стакер-реклаймере. Но и это не все. На складе регулярно работает автомобиль с водяной ёмкостью, который орошает основание штабелей и складские территории терминала для исключения пыления от ветра, и передвигающейся по складу специализированной техники.

- Мы видим, что пыление на угольном складе сведено к минимуму. Но остается еще пирс. Как обстоят дела с пылеподавлением там?
- И на пирсе с пылеподавлением вопрос решаем, изучая параллельно весь существующий мировой опыт. Здесь в прошлом году применена технология, до этого не применявшаяся ни в одном угольном порте мира. На пирсе терминала, на пересыпной станции №7, установлена немецкая «Дисперсионная система “DUSTEX».

Система используется для пылеподавления в областях с высоким содержанием пыли в воздухе при транспортировке или переработке пылеобразующих материалов.

Система используется на конвейерах, по которым уголь поступает на погрузочную машину, в местах пересыпа.

- Но программа ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» на этом не закончена? Что планируется сделать в 2016 году?
- Реализация программы продолжается согласно установленному плану. Компания приобретает вакуумный передвижной погрузчик CENTURION LN 200/9-1812, шведского производства. Их в просторечии называют «Автопылесосы». Это самый мощный из существующих сегодня в мире вакуумных погрузчиков для сбора и утилизации пыли. Это – в дополнении к уже имеющемуся на вооружении в ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» аналогичному погрузчику. Но новый – безусловно, современнее и мощнее, и оснащен дополнительными опциями по нашему запросу.


Также порт приобретает машину для брикетирования пыли. Это экспериментальная установка для спресовывания угольной пыли, которую аспирационные установки во время перевалки углей будут извлекать из потока в бункерах конвейеров. Затем угольная пыль будет подаваться на пресс для изготовления угольных подушечек (брикетов) размером 40/40 мм. Это позволит в дальнейшем избежать повторной перевалки пыли.

Есть еще одна идея. Некоторые сотрудники терминала будут снабжены индивидуальными приборами экологического контроля. Это специальные приборы для исследования окружающей среды – для измерения максимально разовых и среднесменных концентраций пыли непосредственно у обслуживающего персонала.

Прибор ГАНК-4, который мы используем для проведения собственного мониторинга окружающей среды, будет доукомплектован специальными кассетами, для более детального контроля загрязняющих веществ в атмосфере.

Также на 2016 год запланирована модернизация систем пылеподавления на вагоноопрокидывателе – увеличение мощности распыла форсунок и смена реагентов для пенообразования на более дорогие и эффективные.

- Владимир Владимирович, ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» на протяжении нескольких лет реализует и другие значимые экологические проекты. Например, сотрудничество с учеными Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного Центра (ФГУП ТИНРО-ЦЕНТР) в области водно-биологического мониторинга ресурсов района бухты Мучке. Или, например, проект «Зеленый порт», который предусматривает озеленение производственной зоны терминала. Эти проекты также будут продолжены в 2016 году?

- Конечно. С учеными ТИНРО-ЦЕНТРА мы работаем постоянно. И это сотрудничество бессрочно. И в этом, и в последующие годы мониторинг бухты будет проводиться обязательно. Озеленение производственной зоны порта тоже будет проходить по утвержденному плану. Обо всех этапах выполнения собственной программы ЗАО «ДАЛЬТРАНСУГОЛЬ» «Модернизация систем пылеподавления», о других природоохранных мероприятиях мы будем информировать жителей Ванинского района через средства массовой информации.

Ольга Демиденко
comments powered by HyperComments