Иосиф Сандлер: О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

Герой нашего сегодняшнего материала не нуждается в представлении. В прошлом главный инженер Ванинского порта, в 90-е основал крупнейшую в России бункеровочную компанию. Плодами его деятельности мы продолжаем пользоваться по сегодняшний день, уже давно не задумываясь, чьими руками создавалась летопись Ванинского района в период его активного развития
19.02.2016       /       17:31
Новости Ванино
1915
Герой нашего сегодняшнего материала не нуждается в представлении. В прошлом главный инженер Ванинского порта, в 90-е основал крупнейшую в России бункеровочную компанию. Плодами его деятельности мы продолжаем пользоваться по сегодняшний день, уже давно не задумываясь, чьими руками создавалась летопись Ванинского района в период его активного развития.

В новейшей истории побережья с именем этого человека связано ещё одно благое дело: постройка ледового дворца, ставшего теперь своеобразной витриной посёлка, что неудивительно, ведь подобным спортивным сооружением в Хабаровском крае похвастаться могут не многие.

В свой последний визит на побережье Иосиф Натанович Сандлер согласился дать интервью "Восходу", ответив без исключения на все вопросы газеты.

- Несколько лет назад Вы преподнесли ванинцам дорогой подарок - современный спортивный комплекс. Каким обстоятельствам мы обязаны появлению ледовой арены?

- В 1966 году я делил комнату в общежитии с первым в Ванино детским тренером по хоккею Борисом Николаевичем Гольцевым. Кстати, он и привил мне любовь к этому спорту: на побережье Татарского пролива я прибыл по распределению из Одессы, и с хоккеем моё знакомство случилось здесь. Примерно тогда же я стал продвигать проект крытого катка на три тысячи мест. Лично готовил материал для председателя Хабаровского крайисполкома Алексея Клементьевича Чёрного, но идея не нашла поддержки, и ещё несколько десятилетий спортсмены продолжали заниматься на открытой коробке.

Когда появилась возможность самим принимать решения, мы совместно с акционером компании - председателем совета директоров "Трансбункера" Сергеем Александровичем Пугачёвым договорились построить в Ванино спортивно-культурный комплекс для занятия хоккеем. Так моя юношеская мечта исполнилась.

- Как Вы отнеслись к идее назвать в честь Геннадия Цыганкова турнир, ставший теперь визитной карточкой СК "Трансбункер"?

- Других вариантов не было и быть не должно. Гена здесь родился и вырос. В нашей детско-юношеской спортивной школе (Дворец спорта п. Ванино - прим. авт.) началась карьера будущего олимпийского чемпиона. Всё, чего он смог достигнуть, сделано его трудом. Почести, которые оказываются ему сегодня, он заслужил.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить организаторов и спонсоров турнира памяти Цыганкова. Всё было сделано и проведено на высочайшем уровне.

- Вне Ванино Вы контролируете работу спортклуба?

- Да, я слежу за результатами, регулярно знакомлюсь с присылаемыми отчётами. У меня есть возможность в любой момент посмотреть тренировку или турнир в записи либо в режиме онлайн с установленных на арене веб-камер.

- Вы довольны результатами команд "Трансбункера"?

- Есть шаги вперёд, это очень приятно, но я стараюсь не обольщаться. Главное, что школа в Ванино прижилась. Восхищает отношение наших родителей к спорту, которым занимаются их дети. И самое важное, что на ближайшее десятилетие мальчишки будут заняты делом. Не всем суждено стать выдающимися хоккеистами, но настоящими мужчинами они будут точно.

- Что бы Вы хотели получить от своего детища через пять - десять лет?

- Если мы вырастим хотя бы ещё одного Цыганкова, то уже наши усилия будут потрачены не зря. Вообще, что-то предсказывать сейчас трудно. Содержание спортивного клуба - дело затратное, особенно в настоящий момент, когда из-за падения цен на нефть доходы компании уменьшились в шесть раз.

Но стараемся, чтобы начатое дело не угасло. В планах сделать нашим спонсором московское "Динамо". Это даст возможность пользоваться опытом ведущего клуба страны. Уже скоро "пятёрками" начнём отправлять туда ребят в каникулярное время, чтобы они в составе "Динамо" участвовали в играх и тренировках.

- В Вашу бытность главным инженером Ванинского порта, в составе которого был мощный строительный комплекс, от вас зависело то, каким быть районному центру. Тогда немало внимания уделялось благоустройству посёлка. Какие чувства он вызывает у Вас сейчас?

- 20 лет прошло, как я уехал, и каждый год, возвращаясь сюда, увы, не вижу никаких улучшений. Посёлок жил, но практически ничего не строил.

Ванино выглядит неухоженным. Я не верю, что ванинцы стали настолько равнодушными. Раньше это были очень инициативные люди, проходу не давали.

Вчера был в гостях у своих друзей в доме по переулку Тихому, 8. В подъезде грязь, рамы в подъездах без второго остекления, входная дверь держится на честном слове, влажной уборки не было давно. Я не упрекаю жильцов, которых там половина пенсионеров в возрасте 70 - 80 лет - что они могут сделать? У меня вопрос: где управляющая компания и почему власть не принимает к ней мер?

- В Ванино сейчас особенно актуальны проблемы загрязнения атмосферного воздуха. История не терпит сослагательного наклонения, но, по-Вашему, можно было бы избежать той ситуации, которая сегодня сложилась вокруг Ванинского порта.

- Безусловно. Я вижу корень проблемы в прошедшей в начале 90-х годов приватизации этого предприятия. Контрольный пакет акций должен был остаться у портовиков, но получилось иначе, и они перестали быть там хозяевами.

Что сделано, то сделано, но когда в 2011 году государство решило продать свою долю, чиновники должны были учитывать месторасположение посёлка по отношению к порту и сделать соответствующие выводы.

Например, в их силах было, выставляя объект на продажу, разбить всю территорию на несколько аукционных лотов, и я уверен, все бы они нашли хозяев. Просто в порту сейчас работала бы не одна стивидорная компания, а три или четыре. Сохранилась бы прежняя специфика грузооборота, удалось бы избежать сокращений, не было бы такого урона экологии.

Переваливать уголь в черте Ванино - это преступление, и виноваты в этом не те, кто пришли сюда зарабатывать, а те, кто допустили продажу предприятия под эти цели.

- Относительно советского периода жизни, у Вас бывает сожаление, что не удалось сделать чего-то важного?

- Понимая, что конъюнктура рынка, а вместе с ней и разновидность грузов будет меняться, в конце 80-х мы разработали генеральную схему развития Ванинского порта, где предусмотрели строительство угольного, глиноземного, нефтеналивного терминалов и пункт по перевалке металлов. На тот момент мы перерабатывали 12 млн. тонн грузов. Если бы нашим планам суждено было сбыться, то морские ворота Хабаровского края пропускали бы через себя порядка 50 млн. тонн.

К сожалению, пришли перестроечные времена, из всего задуманного реализован был лишь один проект - "Трансбункер".

- Где в данный момент проживаете Вы и Ваша семья?

- Я живу в Москве. Моя жена, дочь с мужем и внучками тоже там. Необходимость переезда в столицу была связана с расширением бизнеса.

- Группа компаний "Трансбункер" сегодня занимает третье место среди бункеровочных компаний России.

- Совершенно верно. После "Роснефти" и "Газпромнефти". За нами идёт "Лукойл". Годовой грузооборот компании 6 млн. тонн. У нас две бункеровочные нефтебазы на Сахалине, по одной в Находке, в Одессе, в Ленинградской области под Усть-Лугой и, конечно же, самая любимая в Ванино. Она наряду с нефтезаводом является крупнейшим активом компании, и на её долю приходится половина наших объёмов.

- События последних лет на Украине каким-нибудь образом отразились на бизнесе в Одессе?

- Это словами передать нельзя. Там всё очень плохо.

- Что будет с нефтью? По-Вашему, ещё есть шанс, что цена на неё вернётся к своим докризисным показателям?

- Некоторые эксперты утверждают, что будет даже больше, чем два года назад. Я в это слабо верю, хорошо если приблизится к 70 рублям, и то, я думаю, это будет не раньше, чем через пару лет.

- Вокруг "Трансбункера" ходит много слухов. Один из них, что во время дефолта в 1998 году все акционеры вышли из состава учредителей, и дальше вам с Пугачёвым пришлось поднимать этот бизнес самостоятельно.

- Давайте расскажу всё, как было на самом деле. Первоначально в составе учредителей были Ванинский морской торговый порт, Сахалинское морское пароходство, компания Нефтехимэкспорт и три нефтезавода - Хабаровский, Комсомольский, Ачинский. Они и дали нам топливный кредит по 10000 тонн мазута каждый. С полученной прибыли возвращались долги, остальное вкладывалось в развитие. В период становления на целых шесть лет мы отказались от дивидендов. Вся прибыль оставалась в компании. Кстати, в настоящее время, в связи с экономическими трудностями, акционеры "Трансбункера" так же, как и в 90-х, отказались от получения дивидендов. Так вот, за три года - с 1991 по 1994 мы построили современное предприятие и рассчитались с долгами.

Для сохранения целостности компании мы активно занимались покупкой акций, и вскоре у нас уже был контрольный пакет. В конце 90-х было суждено сбыться нашей мечте о своём нефтезаводе в Ванино. В командировке в Москве нас с Пугачёвым познакомили с руководителем предприятия "Кедр-89", которое занимается строительством и реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов. Оборудование на 500 тыс. тонн стоимостью в 5 млн. долларов нам предложили в кредит на выгодных условиях. Мы за это ухватились, и у нас появился завод, который построить сегодня стоит 120 млн. долларов.

- Человек, у которого всё есть, может о чём-нибудь мечтать?

- В Ванино создана колоссальная база для занятия спортом, есть огромное количество секций, и если найдём тренера, то на основе нашего СК откроем группу фигурного катания. Средняя школа №4 тоже рядом: достаточно через ручей перейти.

К чему это я? У нас, рядом с ареной, есть хороший земельный участок. Я хотел бы в Ванино построить детский спортивный интернат и собрать под его крышей детей-сирот со всего Хабаровского края. Но одного моего желания мало. Я вышел с предложениями к властям Хабаровского края, теперь они должны сказать своё слово.

А. МАРТЫНОВ «Восход – Ванино».
comments powered by HyperComments