Иск Ванинского транспортного прокурора удовлетворить!

Публикуем полные тексты решения Ванинского районного суда от 12 мая 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 июля 2016 года по Ванинскому порту. Выполнено ли решение суда?
22.01.2017       /       13:58
Новости Ванино
913
Дело № 2-302/2016

п. Ванино 12 мая 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


- Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Романько А.М.,

- представителя истца ст. помощника Ванинского транспортного прокурора Шахназаровой Е.А.,

- представителя ответчика ОАО «Ванинский морской торговый порт» Безденежных Ю.Ю., действующего на основании доверенности,

- представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства природных ресурсов Хабаровского края Мендель Н.В., действующей на основании доверенности,

- представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, Отдел по надзору на море по Хабаровскому краю, главного специалиста-эксперта Шкарбуля В.Г., действующего на основании доверенности,

- при секретаре Никулиной Е.А.

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:
Ванинский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Ванинский районный суд с иском к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований указал, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Порт Ванино» законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при перевалке сыпучих грузов на территории ОАО «Порт Ванино».

Площадки для хранения углей ОАО «Порт Ванино» расположены в водоохраной зоне моря.

Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.5 Рабочей технологической карты перегрузки № 2015.5, утвержденной генеральным директором ОАО «Порт Ванино», уголь размещается на очищенных площадках с твердым покрытием. Площадка огораживается надежными щитами или бетонными монолитами. Высота штабеля, находящегося внутри бетонного ограждения не должна превышать 10 метров. При формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение.

Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО«Порт Ванино» и инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хранение угля на производственной территории осуществляется на закрытых с четырех сторон площадках.

Проверкой установлено, что ОАО «Порт Ванино» осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем, нефтекокс, минеральные удобрения) на причале № 15 ограждение складов угля отсутствует, уголь хранится на открытых с четырех сторон площадках, что не соответствует данным инвентаризации и последующим расчетам, основанным на этих данных, а также ПОТ РО-152-31.82.03-96.

Выбросы угольной пыли от закрытых складов значительно меньше, чем от открытых, что свидетельствует об их искусственном занижении.

Проект ПДВ для ОАО «Порт Ванино» разработан без учета ОБУВ каменного угля.

Проверкой установлено, что ОАО «Порт Ванино» осуществляет деятельность по перевалке сыпучих грузов, в том числе углей.

В нарушение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест ОАО «Порт Ванино» руководствуется Проектом ПДВ, в котором ОБУВ для пыли каменного угля не установлен.

Вместе с тем, выявленные в ходе проверки на территории ОАО «Порт Ванино» установки по очистке угля «Parker» и конвейер «Telestack TS-850», не включены в инвентаризацию выбросов, как источники выделения угольной пыли в атмосферу, и, соответственно, в Проект нормативов ПДВ и проект обоснования границ санитарно-защитной зоны.

В Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО «Порт Ванино», в Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО «Порт Ванино» не учтены все источники выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу.

В расчет как источники не взяты железнодорожные вагоны, автотранспорт (погрузчики, бульдозеры), мобильная сортировочная установка «Chieftain», что является нарушением ст. 11, ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ 2О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), п. 5.1 СанПин 2.1.6.1032-03 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Хранение угля на причалах №№ 5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 производится с нарушением требований п. 5.2 «Формирования складского штабеля» Рабочей технологической карты перегрузки углей, разработанной юридическим лицом, а также положений ПОТ РО-152-31.82.03-96.

Согласно требований п. п. 5.2.1 Рабочей технологической карты, площадка огораживается надежными щитами или бетонными монолитами. Проверкой установлено, что у части источников (60%) ограждение выполнено из старых металлических крановых опор, старых бетонных блоков, высотой от 20 см до 1,5 м.

Согласно требований п.п. 5.2.5 Рабочей технологической карты, при формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение. Проверкой установлены факты пересыпания через ограждения у 40% источников.

Согласно Проекта пределов ПДВ все площадки, на которых хранится уголь, имеют закрытость с четырех сторон. Вместе с тем, установлено, что только 40% площадок отвечают указанным требованиям.

Таким образом, фактическая технологическая схема производства ОАО «Порт Ванино» не соответствует сведениям, использованным для разработки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, Проекта нормативов ПДВ, а также проекта обоснования границ санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением действующего природоохранного законодательства.

При проведении 28.01.2016 прокурорской проверки установлен факт погрузки угля краном на судно открытым способом, в ходе которой, наблюдалось интенсивное пыление, при этом, какие-либо мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов ОАО «Порт Ванино» не проводились.

Принимая во внимание объемы перевалки углей ОАО «Порт Ванино», характер выявленных нарушений и непрерывность воздействия вредных факторов, последствия от пыления обрабатываемых в морском порту Ванино углей могут иметь масштабный характер и влечь загрязнение территории предприятия, а также прилегающих к нему населенных пунктов Ванинского района Хабаровского края.

Тем самым может быть причинен вред здоровью граждан, находящихся на территории предприятия и в прилегающих к нему населенных пунктах Ванинского района Хабаровского края, круг которых установить не представляется возможным.

Индивидуализировать (определить) круг лиц, которым может быть причинен вред (ущерб) вследствие неисполнения ОАО «Порт Ванино» нормативных требований природоохранного законодательства, привлечь их в процесс качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным, т.е. данные лица составляют неопределенных круг лиц.

Просил, с учетом уточнения от 29.03.2016 г.(л.д.150), обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале № 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требования ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино».

Обязать ОАО «Порт Ванино» при осуществлении погрузочно - разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля «Parker», конвейер «Telestack TS-850», мобильной сортировочной установки «Chieftain», а также источников выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу, а именно железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормами ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздухе населенных мест» данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Определением от 12.05.2016 г. производство по делу в части исковых требований об обязании ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормами ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздухе населенных мест» данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, прекращено, в связи отказом Ванинского транспортного прокурора от иска в этой части.

Представитель истца ст.помощник Ванинского транспортного прокурора Шахназарова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «Ванинский морской торговый порт» Безденежных Ю.Ю., в судебном заседании исковые требования в части обязания ОАО «Порт Ванино» в соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - признал в полном объеме. Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска в этой части, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, и он с ними согласен.

С требованиями об обязании ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале № 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требования ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино» не согласен, поскольку в настоящее время Порт уже выполняет данные работы.

С требованиями об обязании ОАО «Порт Ванино» при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов» - также не согласен, поскольку все необходимые мероприятия проводятся, полагает, что вся деятельность, связанная с названным пунктом, ОАО «Портом Ванино» выполняется в рамках экологического законодательства. Необходимости к понуждению выполнять данные действия - нет.

В ОАО Порт Ванино имеется оборудование по улавливанию вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в настоящий момент ведется работа по закупке еще двух машин. Превышение ПДВ портом Ванино не допущено, имеются разовые случаи, вызванные отгрузкой мелкого угля, а также связанные с технической возможностью имеющейся в наличии техники по улавливанию выбросов.

С требованиями провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля «Parker» и конвейер «Telestack TS-850», а также источников выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу, а именно железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров, мобильной сортировочной установки «Chieftain» не согласен, поскольку - данные единицы выведены из эксплуатации, данная техника использоваться не будет, о чем издан соответствующий приказ, составлены акты консервации оборудования. При разработке новых правил допустимых выбросов в атмосферный воздух, буду учтены все источники выбросов, которые не были учтены в прежних.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства природных ресурсов Хабаровского края Мендель Н.В. в судебном заседании заявленные Ванинским транспортным прокурором исковые требования поддержала в полном объеме, полагала их обоснованными по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, Отдел по надзору на море по Хабаровскому краю, Шкарбуль В.Г., в судебном заседании заявленные Ванинским транспортным прокурором исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что на сегодняшний день в ОАО Порт Ванино не имеется оборудования по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, а имеется одна водяная пушка, которая используется для подавления выбросов, и та в условиях низких температур не способна обеспечить обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Свидетель в судебном заседании пояснил, что он работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ДФО» (сокращенно ЦЛАТИ) в должности ведущий инженер отдела учебно-методической работы и экологической документации. При разработке ПДВ им учитывались те источники выбросов, которые указывались заказчиком, непосредственно на месте эти источники им не выявлялись и не учитывались при разработке нормативов. Железнодорожные вагоны, погрузчики, бульдозеры не учтены в ПДВ в качестве источников выбросов, а должны быть, при их наличии и использовании. Действующие ПДВ составлены без учета Гигиенических норм ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздухе населенных мест», которые вступили в силу одновременно с утверждением ПДВ, соответственно, они обязательно будут учитываться при разработке новых ПДВ.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Закона о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Нормативные требования об охране водных объектов установлены главой 6 Водного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 55 ВК РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятии по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 60 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Частью 8 статьи 65 ВК РФ установлено, что ширина водоохраной зоны моря составляет 500 метров.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

В силу статьи 34 Федерального закона об охране окружающей среды, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Нормативным документом «ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Минтранса России от 09.01.1996 № 2 (далее - ПОТ РО-152-31.82.03-96) предусмотрены меры по снижению пыления обрабатываемых и хранимых в морских портах навалочно-насыпных грузов.

Настоящие правила устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.

В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Согласно пункту 11.27 ПОТ РО-152-31.82.03-96 штабели навалочных грузов должны иметь ограждения в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза.

Пунктом 12 приложения 3 к ПОТ РО-152-31.82.03-96 установлено, что формирование штабеля производится на открытых складских площадках, огражденных подпорными устройствами. Высота груза у подпорной стенки с учетом естественного откоса должна быть на 20-30 см ниже ограждающего подпорного устройства.

Как установлено в судебном заседании, в период 28-29 января 2016 г. Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Порт Ванино» законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при перевалке сыпучих грузов на территории ОАО «Порт Ванино».

Площадки для хранения углей ОАО «Порт Ванино» расположены в водоохраной зоне моря.

Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.5 Рабочей технологической карты перегрузки № 2015.5, утвержденной генеральным директором ОАО «Порт Ванино», уголь размещается на очищенных площадках с твердым покрытием. Площадка огораживается надежными щитами или бетонными монолитами. Высота штабеля, находящегося внутри бетонного ограждения не должна превышать 10 метров. При формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение.

Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО«Порт Ванино» и инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хранение угля на производственной территории осуществляется на закрытых с четырех сторон площадках.

Проверкой установлено, что ОАО «Порт Ванино» осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем, нефтекокс, минеральные удобрения) на причале № 15 ограждение складов угля отсутствует, уголь хранится на открытых с четырех сторон площадках, что не соответствует данным инвентаризации и последующим расчетам, основанным на этих данных, а также ПОТ РО-152-31.82.03-96. Штабели навалочных грузов на причале № 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино не оборудованы ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требования ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино». Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, доводы о том, что мероприятия по устранению нарушений ведутся, не являются основанием для отказа в иске, поскольку на день рассмотрения дела в суде, указанные нарушения не устранены.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические и предельно допустимые нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Исходя из положений статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

В письме Минприроды России от 21.10.2011 № ВК-08-0236/13737 приведен перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при определении нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, а также при выдаче разрешений на указанные выбросы в настоящее время.

В качестве таких документов, в том числе указана Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденная Госкомприроды СССР 11.09.186.

В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции, нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются соответственно на срок до 5 и 3 лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточненных параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных параметров ПДВ обеспечивается предприятиями-природопользователями.

Пунктом 3.8.4 письма Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха» определено, что нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического процесса), появление или ликвидация источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применение новых технологий, нового сырья или вида топлива.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе), устанавливаются санитарными правилами.

Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха по пыли каменного угля установлен Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест», вступившим в законную силу 27.12.2013.

Согласно гигиеническим нормативам с изменениями, внесенными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 51 от 09.10.2013, для пыли каменноугольной установлен ОБУВ, который равняется -0,1мг/м 3.

Проект ПДВ для ОАО «Порт Ванино» разработан без учета ОБУВ каменного угля.

Проверкой установлено, что ОАО «Порт Ванино» осуществляет деятельность по перевалке сыпучих грузов, в том числе углей.

В нарушение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест ОАО «Порт Ванино» руководствуется Проектом ПДВ, в котором ОБУВ для пыли каменного угля не установлен.

В соответствии со статей 21 Закона об охране атмосферного воздуха государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу статья 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, введенного в действие письмом Минприродны России от 29.03.2012 № 05- 12-47/4521, при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР 01.01.1991, предприятие несет ответственность за полноту и достоверность данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива.

Таким образом, доводы представителя ответчика ОАО «Ванинский морской торговый порт» о необоснованности требований об обязании провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля «Parker» и конвейер «Telestack TS-850», мобильной сортировочной установки «Chieftain», а также источников выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу, а именно железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров, так как данные единицы выведены из эксплуатации, данная техника использоваться не будет, о чем издан соответствующий приказ о выводе из эксплуатации (л.д.198) и акт о консервации от 23.03.2016 года, суд находит несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено сведений об утилизации вышеуказанной техники, а согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, введенного в действие письмом Минприродны России от 29.03.2012 № 05- 12-47/4521, при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия. Поскольку данные установки хранятся на производственной территории, и учтены на балансе предприятия, соответственно они подлежат инвентаризации.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Принимая во внимание объемы перевалки углей ОАО «Порт Ванино», характер выявленных нарушений и непрерывность воздействия вредных факторов, последствия от пыления обрабатываемых в морском порту Ванино углей могут иметь масштабный характер и влечь загрязнение территории предприятия, а также прилегающих к нему населенных пунктов Ванинского района Хабаровского края.

Тем самым может быть причинен вред здоровью граждан, находящихся на территории предприятия и в прилегающих к нему населенных пунктах Ванинского района Хабаровского края, круг которых установить не представляется возможным. Иными доказательствами ответчиком данный факт иными доказательствами не опровергнут, в ходе проведенной проверки установлено отсутствие оборудования по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов. Наличие водяной пушки, на которую ссылался ответчик в судебном заседании, является пылеподавляющим оборудованиям и не относится к пылеулавливающему, утилизирующему и, обезвреживающему выбросы оборудованию, сокращающему или исключающему такие выбросы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:
Иск Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале № 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требования ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино».

Обязать ОАО «Порт Ванино» при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля «Parker» и конвейер «Telestack TS-850», мобильной сортировочной установки «Chieftain», а также источников выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу, а именно железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров.

В соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Романько А.М. Решение вступило в силу 29.07.2016 г.

Обжалование решения

ОАО «Порт Ванино» в Хабаровском краевом суде

Дата рассмотрения представления (жалобы): 29.07.2016

Результат рассмотрения: оставить решение (определение) без изменения, а жалобу или представление без удовлетворения.

* * *

Дело № 33-5740/2016 город Хабаровск, 29.07.2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

- председательствующего: Жельнио Е.С.,

- судей: Тарасовой А.А., Лукьянченко Р.В.,

- при секретаре: Павловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2016 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий, по апелляционной жалобе ОАО «Ванинский морской торговый порт» на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2016 года.

Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя истца Марченко Ю.Н., представителей третьих лиц: Сабитова А.А., Зельник Ю.В., Плахтий А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:
Ванинский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленного иска указал, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Порт Ванино» законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при перевалке сыпучих грузов на территории ОАО «Порт Ванино». Площадки для хранения углей ОАО «Порт Ванино» расположены в водоохраной зоне моря.

Проверкой установлено, что ОАО «Порт Ванино» осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем, нефтекокс, минеральные удобрения) на причале № 15, ограждение складов угля отсутствует, уголь хранится на открытых с четырех сторон площадках, что не соответствует данным инвентаризации и последующим расчетам, основанным на этих данных, а также ПОТ РО-152-31.82.03-96.

В нарушение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест ОАО «Порт Ванино» руководствуется Проектом ПДВ, в котором ОБУВ для пыли каменного угля не установлен. Выявленные в ходе проверки на территории ОАО «Порт Ванино» установки по очистке угля «Parker» и конвейер «Telestack TS-850», не включены в инвентаризацию выбросов, как источники выделения угольной пыли в атмосферу, и, соответственно, в Проект нормативов ПДВ и проект обоснования границ санитарно - защитной зоны.

В Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО «Порт Ванино», в Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО «Порт Ванино» не учтены все источники выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу.

Хранение угля на причалах № № 5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 производится с нарушением требований п. 5.2 «Формирования складского штабеля» Рабочей технологической карты перегрузки углей, разработанной юридическим лицом, а также положений ПОТ РО-152-31.82.03- 96, поскольку у части источников (60%) ограждение выполнено из старых металлических крановых опор, старых бетонных блоков, высотой от 20 см до 1,5 м. Согласно требований п.п. 5.2.5 Рабочей технологической карты, при формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение.

Проверкой установлены факты пересыпания через ограждения у 40% источников. При прокурорской проверке установлен факт погрузки угля краном на судно открытым способом, в ходе которой, наблюдалось интенсивное пыление, при этом, какие - либо мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов ОАО «Порт Ванино» не проводились.

Принимая во внимание объемы перевалки углей ОАО «Порт Ванино», характер выявленных нарушений и непрерывность воздействия вредных факторов, полагает, что последствия от пыления обрабатываемых в морском порту Ванино углей могут иметь масштабный характер и влечь загрязнение территории предприятия, а также прилегающих к нему населенных пунктов Ванинского района Хабаровского края. Тем самым может быть причинен вред здоровью граждан, находящихся на территории предприятия и в прилегающих к нему населенных пунктах Ванинского района Хабаровского края, круг которых установить не представляется возможным.

На основании изложенного, просил суд учетом уточнений от 29.03.2016 г. обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале № 5, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требованиями ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино». Обязать ОАО «Порт Ванино» при осуществлении погрузочно - разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию стационарных и передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля «Parker», конвейер «Telestack TS-850», мобильной сортировочной установки «Chieftain», железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормами ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест» данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ (предельно-допустимых выбросов) и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Определением от 12.05.2016 г. производство по делу в части исковых требований об обязании ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию выбросов пыли каменного угля в соответствии с Гигиеническими нормами ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест» данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, прекращено, в связи с отказом Ванинского транспортного прокурора от иска в этой части.

Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2016 года исковые требования Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворены.

Судом постановлено:

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать штабели навалочных грузов на причале № 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требованиями ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино».

Обязать ОАО «Порт Ванино» при осуществлении погрузочно - разгрузочной деятельности угля проводить мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно установки по очистке угля «Parker» и конвейер «Telestack TS - 850», мобильной сортировочной установки «Chieftain», а также источников выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу, а именно железнодорожных вагонов, погрузчиков, бульдозеров.

В соответствии с результатами инвентаризации в срок, не превышающий 31.12.2016г., утвердить нормативы ПДВ и получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО «Ванинский морской торговый порт» просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в «Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО «Порт Ванино», «Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО «Ванинский морской торговый порт» как отдельные источники выбросов указаны перегрузка (пересыпка) и хранение угля.

Сортировка груза с технологической очисткой от инородных предметов, предусмотренная договорами перевалки угля, заключенными ОАО «Порт Ванино» является частью технологического процесса по перегрузке угля в порту Ванино. Оборудование для сортировки угля находится на территории порта с целью исполнения установленных обязательств по перегрузке угля.

Технологические процессы перегрузки угля включены в качестве источника выбросов в проект ПДВ.

Сортировка угля является частью технологического процесса перегрузки угля, поэтому инвентаризация источников выбросов проведена правильно, нарушения проекта ПДВ со стороны ОАО «Порт Ванино» отсутствуют.

Указывает, что в «Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО «Порт Ванино» и «Проекте обоснования расчетной санитарно-защитной зоны ОАО «Ванинский морской торговый порт» учтены все источники выбросов вредных веществ от перегрузки угля в атмосферу. Кроме того, в настоящее время при осуществлении перевалки грузов, ответчиком используется меньшее количество техники по сортированию и очистке угля, чем указано в проекте ПДВ.

Факт вывода оборудования подтверждается приказом. Указывает, что имеющимися заключениями экспертов подтверждается соответствие Проекта ПДВ требованиям, указанным СанПин.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ванинский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В письменных пояснениях на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Хабаровского края, считают апелляционную жалобу необоснованной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, письменных пояснений, выслушав представителя истца Марченко Ю.Н., поддержавшую доводы возражений, представителей третьих лиц: Сабитова А.А., Зельник Ю.В., Плахтий А.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2, 11 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Положениями ч. 3 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе ряда принципов, включая презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, ответственности за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

В силу статьи 34 Федерального закона об охране окружающей среды, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Нормативным документом «ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Минтранса России от 09.01.1996 № 2 (далее - ПОТ РО-152-31.82.03-96) предусмотрены меры по снижению пыления обрабатываемых и хранимых в морских портах навалочно-насыпных грузов.

Настоящие правила устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.

Согласно пункту 11.27 ПОТ РО-152-31.82.03-96 штабели навалочных грузов должны иметь ограждения в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза.

Пунктом 12 приложения 3 к ПОТ РО-152-31.82.03-96 установлено, что формирование штабеля производится на открытых складских площадках, огражденных подпорными устройствами. Высота груза у подпорной стенки с учетом естественного откоса должна быть на 20-30 см ниже ограждающего подпорного устройства.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 28-29 января 2016 г. Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Порт Ванино» законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения при перевалке сыпучих грузов на территории ОАО «Порт Ванино».

Площадки для хранения углей ОАО «Порт Ванино» расположены в водоохраной зоне моря.

Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.5 Рабочей технологической карты перегрузки № 2015.5, утвержденной генеральным директором ОАО «Порт Ванино», уголь размещается на очищенных площадках с твердым покрытием. Площадка огораживается надежными щитами или бетонными монолитами. Высота штабеля, находящегося внутри бетонного ограждения не должна превышать 10 метров. При формировании штабеля не допускается пересыпание груза через ограждение.

Согласно проекта нормативов предельно допустимых выбросов для ОАО «Порт Ванино» и инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хранение угля на производственной территории осуществляется на закрытых с четырех сторон площадках.

Проверкой установлено, что ОАО «Порт Ванино» осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем, нефтекокс, минеральные удобрения) на причале № 15 ограждение складов угля отсутствует, уголь хранится на открытых с четырех сторон площадках, что не соответствует данным инвентаризации и последующим расчетам, основанным на этих данных, а также ПОТ РО- 152-31.82.03-96. Штабели навалочных грузов на причале № 15,5, 6, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 19 морского порта Ванино не оборудованы ограждениями в виде подпорных (габаритных) стенок для предотвращения осыпания груза в соответствии с требования ПОТ РО-152-31.82.03-96. «Правила охраны труда в морских портах», утвержденных приказом департамента морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 09.01.1996, Рабочей технологической картой перегрузки № 2015.5, утвержденной 16.07.2011 генеральным директором ОАО «Порт Ванино».

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Судом также установлено, что проект ПДВ для ОАО «Порт Ванино» разработан без учета ОБУВ каменного угля, в нарушение Гигиенического норматива качества атмосферного воздуха по пыли каменного угля, установленного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 № 51 «О внесении изменений № 10 в ГН 2.1.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух населенных мест», вступившим в законную силу 27.12.2013, с учетом изменений внесенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 51 от 09.10.2013, для пыли каменноугольной установлен ОБУВ, который равняется -0,1мг/м 3.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск прокурора, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и исходил из тех обстоятельств, что деятельность ответчика по перевалке угля открытым способом в отсутствие окончательно установленной санитарно-защитной зоны противоречит нормам действующего законодательства и соответственно является незаконной.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что сортировка угля включена в технологический процесс перегрузки угля в качестве источника выбросов в проект ПДВ опровергаются материалами дела.

Так, в письме ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» от 18.04.2016 года № 01-07/260 в инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в расчет выбросов от складов угля были включены следующие технологические операции: пыление при разгрузке угля, сдувы пыли при хранении угля открытым способом, пыление при перегрузке угля (л.д. 199 Т. 1). Данных о том, что процесс сортировки угля с использованием сортировочных и дробильных установок, конвейеров, был учтен при разработке проекта ПДВ при расчете источников выбросов загрязняющих веществ, в данном письме не содержится.

Доводы жалобы о том, что хранение угля на открытых не огороженных площадках допускается при формировании штабеля, в связи с тем, что необходим технологический проезд, для погрузо-разгрузочной техники, что предусмотрено п. 17.3.4 «РД 31.3.05-97. Ведомственные строительные нормы. Нормы технологического проектирования морских портов», утвержденных Минтрансом России от 21.05.1997, признаются судебной коллегией не состоятельными, ввиду того, что в п. 17.3.4 РД 31.3.05-97 также указано, что на складах навалочных грузов устраивают подпорные (ограждающие) стенки со стороны подкрановых и железнодорожных путей, автодорог, а также между штабелями. Отсутствие стенок допускается только в местах въезда на склады.

В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись позицией ответчика по данному спору, приводились при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, исходя из установленных судом обстоятельств и требований закона.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2016 года по делу по иску Ванинского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Ванинский морской торговый порт» - без удовлетворения.

Председательствующий: Е.С. Жельнио. Судьи: А.А. Тарасова, Р.В. Лукьянченко

comments powered by HyperComments