Порт Ванино: Пусть нескромно, зато честно

С подачи Вячеслава Шпорта порт Ванино в этом году стал свободным. Именно Свободным.
12.11.2016       /       22:15
Новости Ванино
1024
С подачи Вячеслава Шпорта порт Ванино в этом году стал свободным. Именно Свободным.

Да, можно было б пойти по проторенному пути и создать еще одну ТОР. Хабаровский край застолбил первым новую форму НЭПа: первые территории опережающего развития созданы здесь. В чем их отличие и что значит такая свобода для Ванинского муниципального района? Попробуем разобраться.

Свободу портам на букву В

Режим Свободного порта изначально писался под Владивосток, чтобы расширить трансграничную торговлю, обновить транспортную инфраструктуру и включить «нашенский», но долгое время закрытый город в глобальные транспортные маршруты. Хотя порт Владивосток был открыт указом Бориса Ельцина еще 25 лет назад! Но что-то не сложилось за четверть века масштабных преобразований.

Как, впрочем, из истории известно, что порт Владивосток стал таковым только в 1860 году. Опорным пунктом России на Дальнем Востоке задолго до этого поочередно выступали Охотск, Аян, Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский. Бухта Ванина была открыта в мае 1853 года. А на российских морских картах впервые появился порт Ванино в 1876 году. Сегодня это российский морской порт федерального значения, второй по грузообороту в дальневосточном бассейне России.

Надо полагать, что в Хабаровском крае историю хорошо знают. Соседей уважают, но и про себя помнят. Поэтому, когда писались законы под Свободный порт Владивосток, тут прорабатывали варианты этого нового льготного режима под порт Ванино. Так и получилось: особый режим таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования дал свободу портам на букву В - Владивостоку и Ванино.

Он предусматривает режим «единого окна» на границе, круглосуточный пропуск, упрощенный визовый режим с получением 8-дневной визы на границе, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты порто-франко получают налоговые преференции и административные льготы. В частности, предусмотрены сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства. Все проверки бизнеса в обязательном порядке согласовываются с Минвостокразвития.

Единым модератором Свободного порта выступает Наблюдательный совет. Он мониторит экономические процессы на территории Свободного порта, обеспечивает развитие территории, отвечает за инвестиционный и предпринимательский климат, выступает координатором взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам функционирования Свободного порта.

Как только Москва в июле подписала соответствующие документы, губернатор края Вячеслав Шпорт провел первое заседание Наблюдательного совета Свободного порта Ванино. Правда, оно состоялось в Хабаровске. Но это не помешало представителям федеральных и краевых органов власти, администрации Ванинского района, потенциальным резидентам Свободного порта обсудить предметно реализацию инвестиционных проектов. Вывод о том, что встречались по делу, следует из обозначенных на первом же Совете проблем запуска проектов.

До 140°41' восточной долготы

Вообще-то, Свободный порт Ванино – вся территория Ванинского муниципального района. Как пишет «Википедия», это территория от 49°52' и 51°05' северной широты до 138°37' и 140°41' восточной долготы. Теперь Ванинский район просто рай для резидентов: нулевые налоги на прибыль, на имущество в течение пяти лет. Преференция в отношении возмещения НДС. Сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства – не более 40 дней. Режим свободной таможенной зоны, то есть не уплачиваются таможенные пошлины. Упрощенный визовый режим.

Правда, минимальный объем капитальных вложений для резидентов предусмотрен в размере 5 млн рублей в течение 3 лет. Конечно же, нет. Тут как бы не опоздать!

Бизнес активно стал интересоваться новым форматом привлечения инвестиций. 16 потенциальных резидентов уже составили пул первых и серьезных. К примеру, как вам такой проект в 16 млрд рублей НАО «Прайм», который думает построить в Ванинском районе первый на Дальнем Востоке терминал по перевалке сжиженных углеводородных газов? Продукция будет поставляться на экспорт в страны АТР.

Или рыболовецкая артель им. 50 лет Октября, которая намерена построить новый лососевый рыборазводный завод (абсолютно выигрышная тема, если помнить, как развитие аквакультур поддерживает заместитель председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента РФ в ДФО). 50 млн тонн молоди в год будет давать завод. И сроки определены скорые: проект должен быть реализован в течение двух лет. Оценивается в 160 млн рублей.

Правда, есть проблемы, и они повыше уровнем. Один из основных вопросов Свободного порта Ванино – наличие свободных земельных участков. Большая часть территории Ванинского района – это лесной фонд, а также земли Минобороны. Для того чтобы район стал более привлекательным для крупных проектов, надо для начала перевести эти территории в другую категорию земель. Сегодня процесс вывода участка из лесного фонда занимает более года, а по землям Минобороны и вовсе может тянуться лет …надцать.

Второй вопрос, который обозначают краевые органы власти, – необходимость резервирования участка земли под проект. Мол, пока инвестор просчитывает затраты, получает статус резидента, земля может быть занята другим. Поэтому нужно предусмотреть возможность резервирования участка на период от подачи заявки в управляющую компанию Свободного порта до принятия решения по статусу резидента (знают, видать, что уже в очередь строятся инвесторы).

Как говорит Вячеслав Шпорт, «проблемы типовые. И решать их будем совместными усилиями с Свободными портами Приморья, Камчатки». Такой подход вселяет уверенность: марш дальневосточников-«портовиков» будет успешным.

Советской Гавани – свободу

Это не лозунг, а руководство к действию. Расширение режима Свободного порта на соседний Советско-Гаванский район продиктовано географией, экономикой, даже геополитикой. Это наш важнейший транспортный узел. Представители Минвостокразвития РФ поддержали региональную инициативу. И намерены вынести ее на обсуждение на заседание «большого» Наблюдательного совета Свободного порта Владивосток (в который юридический входят все Свободные порты Дальнего Востока).

Как говорится, будем посмотреть. Но это не про нас. Будем сообщать, рассказывать, участвовать в реализации этого проекта.

Марина Ротвальд
comments powered by HyperComments