Фрегат "Паллада" со дна Совгаванской бухты, наверное, уже никогда не поднимут

Ровно 160 лет назад в бухте Постовая, напротив нынешней Советской Гавани, был затоплен фрегат «Паллада». Он стал легендарным благодаря одноименному роману писателя Ивана Гончарова, который прошел на нем вокруг света через три океана на Дальний Восток.
27.01.2016       /       20:19
Выбор Редактора
1237
Ровно 160 лет назад в бухте Постовая, напротив нынешней Советской Гавани, был затоплен фрегат «Паллада». Он стал легендарным благодаря одноименному роману писателя Ивана Гончарова, который прошел на нем вокруг света через три океана на Дальний Восток.

Наверное, нет ни одного дальневосточного СМИ, которое бы не писало об этом корабле. Однако в связи с приближающейся памятной трагической датой - 30 января по новому стилю - позволим еще раз напомнить о нем и его судьбе… до и после затопления.

Невезучий

Фрегат был построен в 1832 году по личному указанию императора Николая I. Кстати, первым капитаном «Паллады» стал знаменитый русский адмирал (тогда еще капитан-лейтенант) Павел Нахимов.

Сама судьба фрегата тоже необычна. Проектировался он по лучшим кораблестроительным образцам, денег на постройку не жалели: корпус и обшивку делали из выдержанных лиственницы и дуба, а палубу - из тикового дерева (в ней содержится кремний). Впервые в истории судостроения установили бронзовые иллюминаторы с толстым стеклом, дно обшили красной медью.

В один из ненастных октябрьских дней 1852 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта Унковского в составе экспедиции адмирала Ефима Путятина направился из Кронштадта на Дальний Восток. Целью похода было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией.

Бури и штормы сопровождали корабль в период всего похода. Уже на первом этапе плавания фрегату не везло - в корпусе судна образовалась сильная течь, появились повреждения рангоута и парусов. После устранения повреждений и ремонта в Портсмуте фрегат вместе с другими судами продолжил поход.

12 апреля 1853 года «Паллада» покинула берега мыса Доброй Надежды и, оставив за кормой 5700 миль, за тридцать два дня пересекла Индийский океан. Во время заходов на остров Ява, в Сингапур и Гонконг экипаж фрегата узнал о конфликте с Турцией, переросшем в Крымскую войну. Опасаясь встреч с англо-французской эскадрой, Путятин направил «Палладу» в Нагасаки, затем на острова Рюкю и Окинаву.

Корабль уничтожить

Пока шли длительные и очень трудные переговоры с японцами, офицеры «Паллады» под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева.

В ходе боевых действий с Англией и Францией Унковский получил из Петербурга приказ увести «Палладу» в устье Амура, но из-за малых глубин и подводных препятствий сделать этого не удалось, и судно направилось на зимовку в Императорскую Гавань.

Весной 1855 года, когда сошел лед, в бухту вошли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» для буксировки «Паллады» в Амурский лиман. Однако из-за ветхости корпуса буксировать корабль было невозможно.

Из опасения, что старый фрегат будет захвачен англо-французской эскадрой, военный губернатор Камчатки Василий Завойко приказал уничтожить корабль.

Зачем было топить?

Некоторые военные историки считают, что это решение было совершенно неоправданным - навигация к тому времени уже закончилась и непосредственной угрозы захвата судна неприятелем не было. А потому фрегат вполне мог бы провести еще одну зиму в Императорской Гавани.

Приказу камчатского губернатора попытался воспрепятствовать исследователь Дальнего Востока капитан Геннадий Невельской, однако его усилия были тщетными.

Пробив во льду канал, фрегат (уже без мачт) при помощи собачьих упряжек отбуксировали на середину бухты и прорубили в нескольких местах его днище. 17 января (по старому стилю) 1856 года морская вода навсегда сомкнулась над «Палладой».

Фрегат хотели поднять много раз, было немало экспедиций. И в.царские, и в советские времена. И даже в годы перестройки.

В 1947 году были подняты части обшивки фрегата и два круглых чугунных якорных клюза. А в 1956 году водолазы извлекли на поверхность якорь «Паллады», который был установлен на острове Русский. 23 октября 1956 года в бухте Постовой была открыта мемориальная стела, увенчанная метровой копией фрегата.

Три года на бумаге

А в 1989 году была даже создана большая поисковая группа с полномочиями федерального НИИ. Однако исследователи каждый раз давали заключение: «Паллада» настолько сильно разрушена, что поднять ее не представляется возможным. И в 1992 году поисковая группа была ликвидирована.

К слову, в 1989 году в Дальневосточном институте рыбного хозяйства появился только что построенный парусный учебный барк. Ему дали громкое имя «Паллада».

У некоторых жителей Ванинского и Совгаванского районов дома хранятся фрагменты легендарного фрегата, поскольку за много лет особенно во время шторма кусочки корабля нет-нет да выносило к берегу.

А в 2013 году в федеральной программе по развитию туризма на Дальнем Востоке появилась строчка о возможности поднятия и так называемой «музеефикации» фрегата. И деньги на туристическую отрасль намечались огромные - почти тридцать миллиардов рублей. На некоторых туристических информационных ресурсах Совгавань значится как место последнего приюта легендарного корабля.

Однако уже более трех лет этот проект остается на бумаге. Скорее всего, «Палладу» уже никогда не поднимут.

источник информации
comments powered by HyperComments