Транспорт в Хабаровском крае: Второй путь в Советскую Гавань

Секретный проект «Дальгипротранса»: будет ли он реализован в Хабаровском крае? Ликвидированная из-за несостоятельности портовая особая экономическая зона в Советской Гавани дала о себе знать проектом, исполненным полвека назад и тогда же засекреченным. 
08.12.2017       12:17
Новости Советской Гавани
1102

Секретный проект «Дальгипротранса»: будет ли он реализован в Хабаровском крае? Ликвидированная из-за несостоятельности портовая особая экономическая зона в Советской Гавани дала о себе знать проектом, исполненным полвека назад и тогда же засекреченным. 

Речь идет о железнодорожной ветке, которая планировалась до станции Советская Гавань – Город, минуя Токи, позже ставшие  сортировочной станцией Ванинского порта,  минуя Дюанку, недавно ставшую сортировочной станцией терминала Сибирской угольной энергетической компании. Наконец, минуя сам порт, а также железнодорожный узел на станции Советская Гавань - Сортировочная, которая административно-территориальным переустройством была отнесена к Ванинскому району.

Проект разрабатывался институтом «Дальгипротранс», однако до его воплощения в жизнь дело не дошло.  Вспомнили о нем, когда федеральное правительство объявило Советскую Гавань портовой особой экономической зоной. При этом Ванинский порт, который всегда считался ведущим морским портом края, в эту зону не попал. К досаде совгаванцев, потерявших в пореформенное лихолетье все предприятия города и прилегающих к нему поселений,  инвесторы заявили о себе в Ванинском районе. Это компания «Сахатранс», которая возводит терминал с расчетом на перегрузку не только угля и руды, но и контейнеров. Это Тувинская энергетическая промышленная корпорация, что намерена построить терминал у мыса Бурный, между бухтами Токи и Ванина. Появилось выражение - Большое Ванино. Оно подразумевает не столько сам порт, отмечающий 75-летие в наступающем году и вошедший в активы компании «Мечел», сколько терминал Сибирской угольной энергетической компании, построенный в бухте  Мучке,  кратно превзошедший Ванинский порт по грузообороту.

Объявились и резиденты портовой особой экономической зоны в Советской Гавани,  однако дальше разговоров дело не пошло. Но шишки посыпались на железнодорожников: дескать, они не приложили усилий для повышения провозной способности ветки от станции Советская Гавань - Сортировочная до  станции Советская Гавань - Город. И тем самым лишили  резидентов доставки к совгаванским причалам, действующим и намеченным, грузов в десятки миллионов тонн. Альтернативным вариантом представлялась прокладка новой ветки по упомянутому проекту «Дальгипротранса».

- Мы провели реконструкцию линии до Советской Гавани. Мы готовы работать, но массовых отправок в этом направлении не видим. Генгрузов нет, - сказал, выступая на заседании общественного совета регионального минпромтранса, главный инженер ДВЖД Сергей Рябов.

Сегодня у железнодорожников на этой линии два основных клиента - Майская ГРЭС и компания «Газпром газораспределение Дальний Восток», больше известная как Крайгаз. «Старушку» ГРЭС, детище сталинских пятилеток, сменит сооружаемая в городской черте Совгаванская ТЭЦ. Она будет работать на ургальском угле, и для его приема железнодорожниками построена новая станция - Мыс Марии.

- Резервы у нас есть, ведь  на этой линии мы работаем только днем, а ночью не работаем, - продолжал Рябов.

По его мнению, неудача постигла портовую особую экономическую зону в Советской Гавани потому, что ее резиденты не достигли взаимопонимания в том, что касалось создания управляющей компании. Каждый был намерен рулить активами сам. Хотя на этапе проектирования управляющая компания была, и она неплохо себя зарекомендовала. Те же лебедь, рак да щука ведут хозяйственную деятельность в свободном порту Владивосток. Неужто и новый формат активизации экономического потенциала не избежит ущербности портовой зоны?

Первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Юрий Матвеев, присутствовавший на заседании общественного совета, обратил внимание на стремительный рост грузооборота ванинско-совгаванского транспортного узла. В 2010 году он достиг восьми миллионов тонн, существенно превзойдя показатели советского периода. К 2030 году, как прогнозируется,  перевалит за сто миллионов тонн.

Несколько лет назад была ситуация в Токи, где Тувинская энергетическая промышленная корпорация представила проект терминала с проходом вагонов с углем через центральную часть поселка. Под окнами пятиэтажек, на пути из основного жилмассива к средней школе.

Если поселения превращаются в промышленную зону, против чего протестуют и в Ванино,  то прокладка ветки в обход жилых массивов, как намечал «Дальгипротранс» полвека назад,  воспринимается не как дело будущего, а как насущная задача, требующая осмысления и реализации.

Михаил Карпач

Комментарии (0)