Приказ наркома внутренних дел от 26 мая 1943 года

К организации работ по строительству дороги было приказано приступить немедленно!
26.05.2018       18:38
Выбор Редактора
680

Решение о строительстве железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани было принято Постановлением Государственного Комитета обороны № 3407 от 21 мая 1943 г., подписанным И. В. Сталиным. К организации работ по строительству дороги было приказано приступить немедленно!

Для руководства строительством приказом наркома внутренних дел от 26 мая 1943 г. было организовано управление строительства железной дороги Комсомольск – Советская Гавань с наименованием «Строительство № 500 НКВД СССР» с местонахождением в г. Комсомольске-на-Амуре.

Строительство возглавил генерал-майор инженерно-технической службы Фёдор Алексеевич Гвоздевский. Изыскательские и строительные работы заняли неполных 2 года (ноябрь 1943 г. – июль 1945 г.).

Главной рабочей силой были заключённые, прибывшие из различных краёв нашей страны, в основном – из Москвы, Харькова, Тамбова, Новосибирска, Владивостока. Рядом с ними были трудопоселенцы, вольнонаёмные профессионалы, связисты, плотники, маляры и другие специалисты. Всюду рядом с мужчинами трудились женщины. Шла война, и мужских рабочих рук не хватало.

Железная дорога была построена в рекордно короткие сроки. Как отмечалось специалистами, строительство одного километра этой дороги было равно строительству 10 километров железной дороги в центральной части России.

Все понимали, что дорога получилась однопутная, крайне сложная и далеко не безопасная, но она была нужна. Страна получила второй выход и самый короткий путь к Тихому океану.

Газеты писали, что подвиг строителей дороги сродни подвигу строителей Беломорско-Балтийского канала, построенного в 1933 г. Объёмы перемещённой земли там и здесь были одинаковы. А если мосты и другие искусственные сооружения магистрали вытянуть в длину, то они составят гигантский мост через Татарский пролив на Сахалин.

После завершения строительства правительственная комиссия для приёма дороги во временную рабочую эксплуатацию на специальном поезде проехала по всей трассе протяжённостью 464 километра. Поезд отошёл от станции Пивань (тогда начальной точки железной дороги) 15 июля 1945 г. По пути он останавливался на всех крупных станциях и в Ванино – конечную точку – прибыл 19 июля.

20 июля в порту состоялся митинг, посвященный завершению строительства железной дороги. На этом поезде с комиссией ехал поэт Пётр Комаров. Под впечатлением от поездки, хорошо зная историю строительства, он написал цикл стихотворений «Новый перегон», посвятив его строителям железной дороги. Цикл стихов «Новый перегон» был опубликован в 1946 г. Одно из стихотворений цикла «Пробный поезд» было посвящено первому прохождению спецпоезда по новой железной дороге. В это же время им были написаны два других стихотворения: «В порту» и «Советская Гавань», вошедшие в цикл стихов «На краю России».

Первые эшелоны, прошедшие по железной дороге Комсомольск-на-Амуре – Ванино, были воинскими – с техникой, вооружением, личным составом. От двух причалов в бухте Ванина на пароходах и военных кораблях отправился десант на освобождение острова Сахалин и Курильских островов от японских захватчиков.

В постоянную рабочую эксплуатацию дорога была введена через год – в декабре 1946 г.

Комментарии (0)