Пролетая над Монгохто

Впервые появилось желание посетить воздушное подразделение в 1975 году. Сделать это сразу не удалось. Наблюдал через видоискатель фотоаппарата взлеты и посадки стратегов. Уже в гостинице, через часа два, крепкие парни поинтересовались: зачем мне это нужно, изъяв мои фотопленки...
22.01.2018       08:20
Новости населенных пунктов
851

Сегодня над Татарским проливом опять ясное небо и вольные птицы - лебеди, запозднившиеся в своем путешествии к дому, уже далеко от места трагедии, свидетелями которой они стали в силу сложившихся обстоятельств. Утих и сам пролив: после шторма он вновь стал судоходен, а небесную синеву над ним привычно разрезают военные самолеты. Это работает наша морская авиация. Летчики ракетоносцев продолжают свою бессменную вахту по защите наших рубежей Родины. 

После развала 

В период развала СССР, военно-воздушная база Тихоокеанского флота переживала довольно трудные времена. Прошлое руководство страны поставило на ее службе как будто жирный крест, и, как позже выяснилось, сделано это было по инициативе «дружественного» нам государства из-за океана. 

Одно время янки чувствовали себя на некогда секретнейшей базе почти как дома. Они уже ходили по бетонке в тяжелых ботинках - берцах, пробуя ее прочность. На русском аэродроме ведь могли садиться не только их «боинги», но даже... «шатлы»... 

Некогда наша мощная группировка контролировала 3-й, 5-й и 7-й американские флота в Тихом океане. В воздухе постоянно дежурили стратегические сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и убийцы субмарин Ту-142М3. Такая мощь на Тихом океане нашим оппонентам была не нужна: им хотелось самим диктовать условия. И наконец-то представилась возможность развалить армию. 

К тому времени за копейки в 1993 году продали авианесущие крейсера «Минск» (сделали аттракцион в КНР) и «Новороссийск» (порезали на «гвозди»), дислоцирующиеся на Дальнем Востоке. А ведь те же американцы со времен Второй мировой войны не «зарезали» ни одного эсминца. Все стоят законсервированные. 

Мне много раз приходилось бывать в подразделении морской авиации. И во времена железного занавеса, и во время упадка. Была гордость. Было и разочарование, когда на крыле оставалось лишь два-три самолета, готовых выполнить боевую задачу. Нищета, как и по всей стране. 

Жители проселка Монгохто Ванинского района Хабаровского края были и остаются на сегодняшний день одними из самых высокообразованных в крае. Средняя школа поселка Монгохто - золото-серебряный самородок, затерянный в тайге. Действительно, здесь какая-то особая аура. Очень образованные, доброжелательные учителя. 

Под стать им и ученики - умники. Знаю, что только за 55 школьных лет выпускники получили 120 «золотых» и «серебряных» медалей. Монгохтяне - одни из самых умных на всем дальневосточном побережье. В руках их родителей - сложнейшая современнейшая техника. 

Но, увы, проходилось бороться и им за выживание... 

Впервые появилось желание посетить это воздушное подразделение в 1975 году. Работая журналистом в краевой газете «Тихоокеанская звезда», сделать это сразу не удалось. Находился только рядом, и наблюдал через видоискатель фотоаппарата взлеты и посадки стратегов. Уже в гостинице, через часа два, крепкие парни поинтересовались: зачем мне это нужно, изъяв мои фотопленки... 

Только через несколько лет по запросу редакции, командование ТОФ разрешило мне побывать в части, с целью подготовки газетных материалов ко дню Советской Армии и Флота. Был потрясен мощью, никогда такого не видел. 

В 90-х СССР развалился, и я уже на гражданской автомашине пересек базу вдоль и поперек без всяких разрешений. Сам видел сотни самолетов превращенных в металлолом, который перепродавался чуть ли не в Китай. Тогда же китайцы предложили нам за десять стратегов построить десять полноценных девятиэтажных домов в любой точке России. Хорошо хоть не продали! 

Начинали с нуля 

После развала СССР в укромных уголках нашего края остались брошенные военные городки, их гражданское население влачит и сегодня жалкое существование, вернее доживают свой век. И то, что сегодня встал вопрос о восстановлении мощной военной группировки ВКС на востоке страны - это очень правильное решение. Она здесь была, бывшие советские базы никуда не делись, просто их нужно восстановить, оснастить современным оборудованием. Это не те деньги, которые нужны для создания новых современных баз. 

К примеру, поселок Заветы Ильича - была военно-морская группировка ТОФ. Подводное соединение кораблей, имело семь командиров АПЛ Героев Советского Союза! Горбачевско-ельцинское время все сделало для его уничтожения. В красивейшей бухте Татарского пролива (Советская Гавань) нет ни одного боевого корабля... Но это время ушло, как страшный сон... 

Практически начинали с нуля. В короткие сроки, из трех базировавшихся в Монгохто полков, сделали один, оснащенный новейшими видами оружия. 

Так ожила морская авиация на востоке страны, чем повергла в настоящий шок наших соседей. Такой прыти от русских они не ожидали. Первый вылет Ту-142М3 обнаружил в наших водах «дружественную» атомную многоцелевую подводную лодку типа «Лос-Анджелес». 

Современные средства поражения таковы, что могли бы эту субмарину не раз уничтожить. В течение шести часов лодка покидала российские глубины со скоростью 30 узлов! В то время лидеры двух стран встречались без галстуков - мирное время. 

Ответ не заставил себя долго ждать, в феврале 2008 года два Ту-95МС на бреющем вывалились из-за облаков и «атаковали» авианесущую группировку во главе с флагманом американского флота авианосцем «Нимиц». Они ведь считали, что к ним невозможно приблизится незамеченными так близко! А тут, в ста метрах, на уровне палубы пролетели русские, да еще сфотографировали. На снимках отчетливо видна паника моряков. 

За время существования базы, летчиками было обнаружено в наших водах более 40 «дружественных» субмарин. 

Проверив вчера нашу боеготовность, сегодня ближайшие соседи обозначают свое присутствие только в нейтральных водах. 
 

При выполнении задания 

Теплым осенним вечером 2009-го, когда последние перелетные птицы возвращались домой, как раз в канун главного советского праздника 7 ноября, отряд воздушных дозорных гарнизона «Каменный ручей» недосчитался боевой машины, пополнив скорбный список людских потерь именами одиннадцати летчиков. 

После дней скорби по погибшим и возникшей паузы из-за жесточайшего шторма в проливе работы по поиску тел морских авиаторов и самого самолета опять возобновились. И велись практически в круглосуточном режиме. К тому подталкивало спасателей не только погодные условия, но и фактор времени. То, что первоначально приняли за фюзеляж воздушного крейсера, оказалось обыкновенной скалой, а воды в этих местах беспокойные. 

Река Тумнин выносит постоянно в пролив массу песка, который, подхваченный мощным течением, далеко разносится по всей акватории, и поэтому видимость в воде почти нулевая. 

Вопрос о том, что же именно произошло над проливом, вероятно, еще долго будет открытым. Хотя операция, проведенная силами экипажей буксира «Тунгуй» и Владивостокского спасательного судна «Алагез», при поддержке вертолетов и морских паромов, по поиску точного места катастрофы и доставке на берег найденных обломков и других предметов была проведена оперативно и в целом успешно. 

Какие же версии причин трагедии существовали у местного населения? Так жительница села Дата Ольга в своем рассказе подробно остановилась на странной траектории движения падающего самолета. 

По ее словам, Ту-142М-3 уже заходил на посадку, но почему-то развернулся в сторону моря и там скрылся навсегда из вида за ближайшей сопкой. Причем, это было заметно, он шел на малой скорости и тяжело. Никаких взрывов женщина не слышала, отметив лишь то, что одновременно в небе находилось одновременно еще два больших самолета и их маршруты почти соприкасались. В этом же роде высказывались и другие жители рыбацкого поселения. 

Однако есть заявления по другим событиям. Так, некоторым из находящихся непосредственно на берегу людей удалось увидеть что-то вроде кратковременной вспышки из рода того, о чем доводилось нам писать, двадцать лет тому назад. 

…Тогда во время служебной командировки, в расположении здешнего полка морской авиации мы готовили репортаж о жизни флотских летчиков. Там и познакомились с одним из экипажей. Накануне выхода материала, самолет на родную базу с нашими героями не вернулся. Машина с людьми погибла также при загадочных обстоятельствах и, причем в том же квадрате. При подлете к аэродрому экипаж самолета не вышел на связь. Версия той трагедии - чуть ли не столкновение с НЛО в виде светящегося шара, который якобы выплыл из-за сопок со стороны пролива... На этот же неопознанный объект возложили тогда и другое необъяснимое, включая гибель двух местных охотников от «жара небесного». 

Более прозаическое объяснение причин гибели пятидесятиметрового лайнера таганрогской постройки получили мы как еще одну версию от специалистов навигаторов: всему виной магнитная аномалия. Она здесь в зоне геологического разлома, такова, что стрелка компаса порой просто зашкаливает. 

В качестве справки: Ту-142М3 самый надежный из тяжелых стратегических бомбардировщиков. Оснащен системой «Коршун» для поиска и уничтожения субмарин в радиусе шесть тысяч километров. Крейсерская скорость - 720 километров в час. С дозаправкой в воздухе может находится столько, сколько надо для выполнения задания. 
 

Сергей Балбашов, фото автора. Хабаровск.