Дальневосточная энергетическая компания в очередной раз оскандалилась, прокредитовавшись за счёт клиентов!
Увесистую свинью подложила Дальневосточная энергетическая компания своим потребителям в канун новогодних праздников. Многие жители Приморского края, сами того не ведая, заплатили за электричество сразу за два месяца. На фоне повысившихся с 1 декабря тарифов, а также традиционно возрастающих период подготовки к праздникам расходов это довольно болезненно ударило людей по карману.
401-й способ честного отъёма
Причем, жертвами «великой комбинации» стали самые лояльные и добросовестные клиенты компании – те, у кого в мобильных банковских приложениях подключён автоплатёж. В ПАО «ДЭК», видимо, перед новым годом решили подтянуть показатели собираемости платежей и «зашили» в автоплатёж, помимо платы за ноябрь, также сумму рекомендованного платежа за декабрь.
Рекомендованный – авансовый – платёж вообще-то является для потребителя делом добровольным, но энергетики почему-то сочли возможным в этот раз клиентов не спрашивать – суммы, которые составляют в зимний период по несколько тысяч рублей, списали, как с куста.
Столкнулись с подобной историей и те, кто оплачивал счёт за электричество по QR-коду. Однако в этом случае у внимательных потребителей хотя бы был шанс заметить аномально высокую цифру, разобраться в начислении и ввести сумму платежа вручную, в отличие от подключивших автоплатёж, у которых возможности проконтролировать списание не было.
Сами энергетики объясняют произошедшее исключительно благими намерениями. В частности, заботой о клиентах, которые могут на новогодние каникулы уехать в отпуск, где будет не до коммунальных платежей. И если с большой натяжкой эту аргументацию ещё можно было бы принять в случае с добавлением суммы рекомендованного платежа в QR-код, то при чём здесь автоплатёж, непонятно.
Также в компании успокаивают потребителей тем, что их деньги никуда не денутся и будут зачислены в оплату следующего расчётного периода. Так-то оно так, но, позвольте, вы, получается, самовольно залезли в чужой карман за не предусмотренной никаким договором предоплатой. Кто знает, на какие цели в конкретном семейном или личном бюджете предназначались эти деньги? Лечение, подарок ребёнку, платёж по кредиту… Но нет, денежки со свистом улетели в ПАО «ДЭК», оказывается, там ваш семейный бюджет умеют планировать лучше вас. Неудивительно, если после такого новогоднего сюрприза число желающих пользоваться автоплатежом значительно поубавится.
Жемчуг мелковат?
И ладно бы при этом у энергокомпании дела шли неважно, и попытка подсобрать лишних денег с потребителей была бы направлена на выживание энергосистемы. Так ведь нет. Тарифы на электричество повышаются регулярно (напомним, что в 2022 году это произошло аж два раза, в том числе в аккурат перед новым годом), в тариф закладывается инвестиционная составляющая – то есть те средства, которые ресурсоснабжающая организация планирует вложить в модернизацию инфраструктуры, а ПАО «ДЭК», как мы можем сделать вывод, не вкладывает в обновление и половины заявленной, а, стало быть, заложенной в тариф и собранной с потребителей суммы.
Так, в 2021 году объем инвестпрограммы компании составлял 620 миллионов рублей, а по факту инвестиций было всего 269 миллионов рублей, то есть меньше половины от запланированного.
По итогам трёх кварталов 2022 года вместо плановых 993 миллионов рублей в модернизацию инфраструктуры было вложено 267 миллионов рублей.
В итоге с аварийными отключениями света приморцы сталкиваются всё чаще, что вызывает всё более устойчивые аналогии с тёмными в буквальном смысле 90-ми.
Так в чём, собственно, проблема? Чем объяснить неуёмные аппетиты энергетиков? Неплатежи потребителей – вряд ли. С неплательщиками у них сейчас разговор короткий. Накопились долги за пару-тройку месяцев – отключают, не церемонясь. Впрочем, совсем отрицать проблему неплатежей не будем – что есть, то есть, но она ли или только ли она создаёт эти чёрные дыры в инвестпрограмме и в целом в бюджете компании?
И тут нельзя не упомянуть о приговоре экс-директору ПАО «ДЭК» Виктору Милушу, вынесенному в 2021 году за растрату. Растратил он ни много ни мало 700 миллионов рублей. 700 миллионов, Карл! К слову, по этому делу Виктор Милуш проходил не один – в нём фигурировали также его коллеги из числа топ-менеджмента ПАО «ДЭК» и материнской компании РАО «ЭС Востока».
Не зря после скандала с двойным начислением автоплатежа в дальневосточных телеграм-каналах активно обсуждалась версия, что денежки пошли на новогодние премии менеджменту компании. Не исключено, что, в то время как рядовые приморцы сетуют на жидкий суп, руководителей крупнейшей ресурсоснабжающей компании огорчает недостаточно крупный жемчуг в ожерельях жён и подруг.
Не так давно в местных СМИ вышли публикации о состоянии одного из топ-менеджеров ПАО «ДЭК» и его семьи. Список собственности впечатляет – пять квартир, три жилых дома, шесть автомобилей. Недвижимость не только в Приморье, но и в Москве, её совокупная площадь составляет больше тысячи «квадратов». И это только жилая, а ещё три тысячи квадратных метров нежилой. Плюс земля в количестве семи участков, которые в совокупности тянут на 10 гектаров.
Чем дороже, тем выгодней
Как сказано в сообщении Генпрокуратуры о приговоре Виктору Милушу, растрату он совершил «в 2009 – 2016 годах путём заключения фиктивных договоров оказания юридических услуг и благотворительного пожертвования на проведение спортивных мероприятий». Неизвестно, как с благотворительностью, а в сфере закупок товаров и услуг к компании до сих пор много вопросов, которые периодически поднимаются в прессе.
Вот лишь пара примеров – генератор, цена которому на рынке, 4 миллиона рублей, компания покупает за 12,7 миллиона рублей. Компьютеры, красная цена которым в розницу 45 тысяч рублей за единицу, ПАО «ДЭК» приобретает для одного из своих подразделений оптом (в количестве более 300) за 52 тысячи рублей каждый. Список можно продолжать – данные о закупках ПАО «ДЭК» размещены в открытом доступе, и журналисты не первый раз за последние годы обращают внимание на подобные перекосы.
Ответ на вопрос, кому и почему в данном случае выгодно покупать товары и услуги гораздо дороже их рыночной стоимости, очевиден. И всё бы ничего, если бы расходы на их приобретение не закладывались в тариф. Крайним в итоге остаётся потребитель, вынужденный оплачивать эти экономические фокусы.
Николай Ольхин, интернет издание «Версия»