На фоне информации о скором открытии на Дальнем Востоке первых магазинов «Пятёрочка» эксперты Института региональных проблем проанализировали, как крупный федеральный ритейл влияет на стоимость продовольствия для жителей регионов, где он раньше не был представлен.
ДФО входил в число таких территорий в первую очередь из-за сложной логистики. Теперь аналитики ожидают, что появление федеральной сетевой розницы в ДФО приведет к снижению стоимости базового набора продовольствия вплоть до 20%.
Среди факторов, предопределяющих повышение доступности продовольствия: расширение предложения за счет ассортимента крупных сетей, рост объемов выпуска локальной продукции и сокращение себестоимости за счет увеличения заказов, развитие промо и появление предложения в сегменте собственных торговых марок сетей. По мере увеличения глубины проникновения сетевого ритейла в регион, улучшаются и его экономические показатели и доступность товаров на полках.
Например, в Иркутской области (соотносимо по трудности достижения с Приморьем), где в 2021 году появились первые «Пятёрочки», по итогам года работы крупной сети стоимость плодоовощной продукции сократилась в среднем на 22%. Драйверами снижения стали картошка (стоимость сократилась практически на 40%) и капуста (стоимость сократилась вдвое год к году). А появление первых магазинов «Пятёрочка» в Ямало-Ненецком автономном округе (в Салехарде) в свою очередь привело в совокупности с сопутствующими факторами к замедлению продовольственной инфляции на 1,36 п.п.
Такая динамика объясняется в том числе и тем, что крупный ритейл по сравнению с несетевой розницей значительно расширяет взаимодействие с локальными производителями, инвестирует в их масштабирование и сокращает собственное логистическое плечо. Отдельные сети, к тому же, практикуют такой формат как агроконтракт, обеспечивая за счет местных фермеров полноценное предложение по корнеплодам или иной сельскохозяйственной продукции на полках собственных магазинов.
Кроме того, анализ регионов, где до прихода федеральных сетей были исключительно локальные бренды и несетевые предприятия (аналогично с ДФО), продемонстрировал значительный вклад сетевого ритейла в стабилизацию потребительских цен. Например, приход в Республику Дагестан торговой сети «Магнит» в 2021 году привел к сокращению стоимости базового набора продовольствия в целом в регионе в пределах 10%, а в отдельных городах — в пределах 5% (при анализе учитывались данные за 2021 год и за 2022, когда на территории уже полноценно работали 28 магазинов сети). Совокупное замедление темпов продовольственной инфляции в республике, по данным Банка России, составило 5,16 п.п.
«Не секрет, что крупный бизнес серьезно оживляет экономику регионов. Причем без инвестиций и затрат именно регионального бюджета. Но самое главное — он положительно влияет на положение потребителей, выравнивая за счет конкуренции ценовую политику и повышая доступность продовольствия. Анализируя похожие кейсы, мы можем предположить, что спустя полгода – год работы «Пятёрочки» в ДФО, мы увидим снижение розничных цен, в первую очередь на продукты первой необходимости. И по мере углубления проникновения сети в регион доступность продуктов будет только повышаться. Таким образом, по мере увеличения количества торговых точек и расширения городов присутствия внутри конкретного региона влияние на замедление темпов инфляции и реальное сокращение стоимости товаров на полках будет только нарастать», – отметил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.