Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы!
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил подъем Дальнего Востока национальным приоритетом на весь двадцать первый век.
Правительство Российской Федерации реализует комплекс мер для ускорения роста экономики и повышения качества жизни дальневосточников.
За 8 лет в интересах опережающего развития региона принято 62 Федеральных закона. Совет Федерации принимал живое участие в создании ключевых механизмов, таких как Территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Дальневосточный гектар и других; и внимательно контролирует как они работают в жизни.
Уже почти 400 лет Дальний Восток обеспечивает для России экспортную выручку и служит окном в Азиатско-Тихоокеанский регион. БАМ и Транссиб, Сила Сибири и сеть портОв Дальнего Востока связывают страну.
Недра Дальнего Востока обеспечивают половину российского золота, более трети меди, 80% алмазов, растет добыча углеводородов.
С момента старта государственной политики по опережающему развитию Дальнего Востока промышленное производство в регионе росло темпами, в два раза превышающими среднероссиийские.
С мерами господдержки на Дальнем Востоке реализуется более 2600 проектов. Из них 60 — крупнейшие, объемом более 10 миллиардов рублей каждый. За последние три года количество реализуемых проектов удвоилось.
Федеральным законодательством на Министерство и институты развития Дальнего Востока возложена ответственность за сопровождение каждого проекта — от выделения участка земли и обеспечения инфраструктурой до подбора кадров и поддержки в экспорте продукции.
Резиденты преференциальных режимов и проекты с мерами господдержки уже фактически вложили более 2,2 триллионов рублей. 451 предприятие введено в эксплуатацию. Создано почти 87 тысяч новых рабочих мест.
Только четверть новых инвестиций пришли в добывающие отрасли, 75% — в глубокую переработку, машиностроение и судостроение, логистику, транспорт, сельское хозяйство, туризм.
Цели по создаваемым резидентами рабочим местам заложены в нашу государственную программу. Это один из ключевых индикаторов, и даже несмотря на пандемию, эти цели выполняются. Мы приближаемся 100 тысячам новых рабочих мест. Вместе с членами семей это четверть миллиона человек.
В ключевой для Дальнего Востока рыбной отрасли по поручению Президента Правительство реализовало механизм «квоты в обмен на инвестиции». Данный механизм дал существенный толчок рыбной отрасли. Построено 13 новых рыбоперерабатывающих заводов. На дальневосточных верфях строится 6 рыболовецких судов и 16 краболовов. Поступления в бюджет Российской Федерации от продажи квот на вылов крабов составили более 99 млрд рублей, что сопоставимо с уплатой крабовой отраслью всех налогов за предыдущие 30 лет.
Государственные инвестиции, вложенные в развитие Дальнего Востока в форме налоговых преференций и субсидий на строительство инфраструктуры, уже окупились. Даже с учетом льгот, объем налогов от построенных предприятий составляет более 165 млрд рублей. Таким образом средства, вложенные из бюджета Российской Федерации в развитие экономики Дальнего Востока на сегодняшний день принесли в бюджет 41 млрд рублей прибыли.
При активном содействии Совета Федерации в конце 2018 года Республика Бурятия и Забайкальский край вошли в состав Дальневосточного федерального округа.
За прошедшие три года были созданы две новых территории опережающего развития («Забайкалье» и «Бурятия»), на которых реализуется 52 проекта, объем инвестиций составил более 80 млрд рублей. Инвестиции в основной капитал на душу населения выросли на 43% в Забайкалье и на 34% в Бурятии. Почти 7 тысяч человек получили бесплатные участки земли, более 5 тысяч семей воспользовались Дальневосточной ипотекой.
Со времени распада Советского Союза население Дальнего Востока сократилось на 2 млн человек. В последнее время миграционный отток замедлился. С 2013 по 2020 год сократился более чем в 2 раза.
В Указе Президента номер 427 о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока от 26 июня 2020 года поставлена задача в срок до 2035 года прекратить миграционный отток населения.
Для решения этой задачи необходимо преодолеть ряд вызовов.
Накопленное за многие десятилетия обветшание социальной инфраструктуры пока не везде удалось ликвидировать. Требуют ремонта каждый четвертый фельдшерско-акушерский пункт, каждая пятая школа, в каждой четвертой школе нет водопровода. В три с половиной раза выше, чем в среднем по стране, доля дорог с грунтовым покрытием.
Уровень собственных налоговых доходов регионов Дальнего Востока, за исключением Сахалина, не позволяет полноценно обеспечить финансирование всех бюджетных обязательств. Выравнивание требует дотаций из федерального бюджета.
Мы детально работаем с каждым субъектом, чтобы максимизировать поддержку Дальнему Востоку. На 2022 год в общем объеме дотаций на выравнивание доля субъектов ДФО составила почти 24%.
Главный ориентир в нашей работе — это люди. И социология, и современные технологии анализа данных и наши разговоры с людьми в регионах выделяют четыре темы, которые больше всего волнуют людей.
Первое: высокая стоимость жизни. Топливо, тарифы ЖКХ, стоимость продуктов, стоимость жилья.
Второе: качество дорог.
Третье: доступность и качество медицины. Особенно в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, которых у нас более 1600.
И четвертое: качество образования. Например, в 2019 году до половины миграционного оттока из ДФО составили абитуриенты, уезжающие учиться в вузы в другие регионы.
По поручению Президента в 2020 году Правительство приняло Национальную программу развития Дальнего Востока, которая объединяет все мероприятия, реализуемые для достижения национальных целей, установленных указом Президента.
За первый год реализации было построено и реконструировано 168 поликлиник и ФАПов, 36 школ и колледжей, 50 детских садов, 51 объект спорта и так далее — всего более 400 объектов социальной инфраструктуры. План на 2022 год — более 500 объектов.
Помимо Национальной программы, на Дальнем Востоке действует гибкий механизм для развития социальной инфраструктуры — план развития центров экономического роста, (упрощенно — Единая субсидия). Это часть госпрограммы развития Дальнего Востока, которую администрирует Минвостокразвития.
Объем межбюджетных трансфертов регионам ДФО по данному механизму составил 116 млрд рублей за три года. Создано полторы тысячи новых объектов социальной инфраструктуры. В числе сданных в 2021 году — Музыкальный лицей в Бурятии, детская поликлиника в Большом Камне, женская консультация в Свободном, новая видовая площадка в Парке Маяк в Магадане.
Важный приоритет — это связанность Дальнего Востока со всеми регионами России, и связанность регионов Дальнего Востока между собой.
По поручению Президента на базе авиакомпании «Аврора» создана единая дальневосточная авиакомпания. В состав ее акционеров вошли все регионы ДФО, а в совет директоров — губернаторы. Одна акция с правом вето — у Минвостокразвития.
В 2021 году компания запустила 20 новых субсидируемых маршрутов внутри ДФО. В этом году доведет их количество до 36. Если раньше путь от Советской Гавани до Южно-Сахалинска занимал 27 часов и стоил 15 тысяч рублей, то сегодня это полтора часа и 2200.
Общий объем субсидий дальневосточных авиаперевозок по всем программам на 2022 год запланирован на рекордном уровне почти 19 миллиардов рублей.
Количество участников программы Дальневосточный гектар достигло 100 тысяч. Люди не только строят индивидуальные дома, но и запускают интересные бизнес-проекты — производство травяных сборов, туристические и этнокультурные базы, семейные сыроварни, рыборазводные фермы, хлебопекарни.
Дальневосточная ипотека стала одной из самых востребованных мер поддержки, запущенных Правительством на Дальнем Востоке. За два года выдано почти 33 тысячи кредитов на сумму более 127 миллиардов рублей. Каждая вторая квартира в новостройке покупается с использованием Дальневосточной ипотеки.
Весной текущего года программа будет распространена также на врачей и учителей, без ограничения по возрасту. До сих пор, льготные кредиты выдавались только молодым семьям до 35 лет.
Возросший спрос на жилье привлек в регион крупных застройщиков. На 25% увеличился объем жилищного строительства. Это позволило несколько сдержать рост цен — при росте в среднем по России за год на 18%, в ДФО жилье подорожало на 13,6%.
Наша задача — и наращивать объем строительства жилья, и повышать качество среды для жизни дальневосточников.
21 января Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, запускающий программу «Дальневосточный квартал». Программа направлена на комплексную застройку в режиме ТОР, с применением единого современного стандарта. Уже отобраны пилотные площадки в 8 регионах, на которых будет построено более 2,5 млн кв. м жилья. А жители будут обеспечены всей социальной инфраструктурой.
Следующим шагом готовится масштабный проект по реновации 25 городов Дальнего Востока. В текущем году города готовят мастер-планы. Первые победители будут определены к Восточному Экономическому Форуму.
Объем заявок от инвесторов на инфраструктурную поддержку превышает текущие возможности бюджета. Дальневосточная концессия — это новый механизм, запущенный в сентябре 2021 года, и направлен на ускоренное создание инфраструктуры для новых предприятий и социальной инфраструктуры для их работников.
Инвесторы создают инфраструктуру за свой счет, а государство выплачивает за нее в течение 10-15 лет, уже получая доходы от работающего предприятия.
Повышение качества медицины на Дальнем Востоке находится в постоянном фокусе работы Правительства. По поручению Президента в составе Госсовета была создана рабочая группа по вопросам развития здравоохранения ДФО, которая подготовила комплекс предложений, в первую очередь касающихся медицины в труднодоступных и удаленных районах.
Кроме того, Правительством уже принято решение об увеличении коэффициента ценовой дифференциации для 4 регионов ДФО и Арктики, что даст дальневосточной медицине дополнительно 6 млрд руб.
В части развития образования:
За прошедшие три года почти в три раза увеличился объем финансирования материально-технической базы колледжей на Дальнем Востоке. Это позволит удовлетворить растущий спрос на кадры от новых предприятий.
На 30% увеличилось количество бюджетных мест в Дальневосточных ВУЗах. Растет число абитуриентов из западных регионов, которые приезжают поступать на Дальний Восток.
Снабжение ряда удаленных районов планируется за год, а то и больше, и сопряжено с особенностями логистики Севера. Более 3 миллионов людей зависят от такого снабжения, а государственное субсидирование превышает 14 миллиардов рублей. При этом сегодня в законодательстве нет такого понятия, известного всем с советских времен, как Северный Завоз.
Мы готовим пакет предложений из трех составляющих: первое, усовершенствование логистической цепочки; второе — собственно, федеральный закон, определяющий полномочия и ответственность участников; и третье — цифровую систему, которая позволит эффективно планировать и управлять процессом.
В завершение несколько слов о новой программе, которую мы запускаем для подготовки управленческих кадров.
Мы начали отбор талантливых молодых людей, уже имеющих высшее образование, и будем в течение года готовить их на базе ДВФУ силами лучших преподавателей России. Параллельно с обучением слушатели будут участвовать с нами в ключевых проектах развития, то есть учиться с глубоким погружением в предмет. Обучение начинается 1 мая.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы!
Благодарю Вас за всестороннюю поддержку работы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Информационный портал