В 2022 году на Дальнем Востоке по сравнению с другими регионами РФ наблюдался наименьший спад в производстве и поставках лесной продукции. Однако осуществлять внешнеторговую деятельность местным лесопромышленникам так же приходилось в непростых условиях.
Рецессия мировой экономики, пандемия, неблагоприятные геополитические факторы накладывали свой отпечаток. В нынешних условиях лесоэкспортеры рассчитывают, что государство приостановит действие заградительных мер на вывоз необработанной древесины, что позволит нарастить лесозаготовку и промышленное производство.
Не хватило границ
Поскольку лесная промышленность – одна из экспортоориентированных отраслей, ситуация с внешними рынками в значительной степени повлияла на динамику производства в стране. Пятый санкционный пакет Евросоюза фактически запретил ввоз лесопродукции из России, в то время как другие западные государства ввели высокие пошлины, что вместе с логистическими проблемами серьезно ударило по бизнесу предприятий ЛПК, особенно в центральных регионах РФ.
При этом начало 2022 года было многообещающим по многим видам продукции: в первом квартале в стране росло производство пиломатериалов, древесноволокнистых и древесностружечных плит, бумаги и картона, топливных гранул. В марте, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), было заготовлено примерно 16 млн куб. м древесины. Однако в мае объемы упали почти до 6 млн куб. м, после чего наметилось их постепенное восстановление. Но даже в последние месяцы года (традиционно активная заготовка леса во многих регионах начинается с приходом зимы) они не достигли среднемесячного уровня в январе-марте.
По словам директора Рослесинфорга Павла Чащина, в числе крупнейших лесозаготовительных регионов РФ — Иркутская область, Красноярский край, Архангельская и Вологодская области, Республика Коми. Между тем в каждом из этих субъектов зафиксирован спад от 7% до 20% к предыдущему году.
«К сожалению, потенциал внутреннего потребления продукции ЛПК серьезно ограничен и без полноценного экспорта отрасль вынуждена работать в сокращенных объемах производства», — констатирует директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков.
Согласно статистике ЕМИСС, из продукции лесопереработки наиболее серьезно пострадал выпуск фанеры клееной. В гораздо лучшей ситуации оказался целлюлозно-бумажный комплекс. Кстати, этот сегмент перерабатывающей отрасли сохраняет инвестиционную привлекательность.
Вложения в целлюлозно-бумажную промышленность только в январе-сентябре 2022 года составили 66,5 млрд руб., что выше соответствующего показателя 2021 года на 27,3%, тогда как весь объем инвестиций крупных и средних предприятий ЛПК России за это время превысил 139 млрд руб. Причем значительная часть капиталовложений – 22 млрд руб. – пришлась на Иркутскую область. Здесь основным инвестором выступает АО «Группа Илим», реализующее проект нового ЦКК в Усть-Илимске.
«Кругляк» для своих
Как индикатор происходящего в отрасли – ситуация с железнодорожными перевозками лесных грузов. По сведениям железнодорожников, общая отгрузка древесины и продукции деревопереработки на станциях РЖД, включая отправки в контейнерах, сократилась к 2021 году на 22%, до 39,5 млн т. В том числе экспорт лесных грузов, отправляемых в вагонах, упал к предыдущему году почти в полтора раза, до 9,9 млн т.
Сокращение погрузки лесопродукции произошло по всем железным дорогам лесных регионов России. На Северной магистрали она снизилась на 18% (до 14,7 млн т), на Горьковской – на 22% (до 3,4 млн т), на Красноярской – на 25% (до 3,4 млн т), на Восточно-Сибирской – на 36% (до 5,2 млн т).
Дальневосточную дорогу спад коснулся в меньшей степени, отправки лесных грузов уменьшились на 9,8%, до 3,8 млн т. Основной причиной снижения объемов стал запрет государства на вывоз за границу необработанного леса хвойных и ряда ценных лиственных пород. В разрезе лесных грузов доля погрузки древесины в сравнении с 2021 годом на ДВЖД сократилась на 22,8%, а погрузка продукции переработки выросла на 19,2%, сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО; структура ОАО «РЖД»).
В условиях ограничения экспорта леса произошла ожидаемая переориентация поставок древесины в адрес предприятий ЛПК Дальнего Востока для последующей переработки. В годовом выражении объем перевозок на внутренний рынок, главным образом в пределах ДФО, на ДВЖД увеличился на 13,7% в сравнении с 2021 годом. Основным драйвером роста выступили отправки круглого леса в адрес ООО «Амурская лесопромышленная компания» (входит в лесопромышленный холдинг RFP). «Отмечено, что в 2022 году ООО «РФП Групп» со станций Дальневосточной железной дороги на станцию Мылки [расположена в районе Амурска] погружено 501,9 тыс. т, когда как в 2021 году – 164,5 тыс. т», — проинформировали в Дальневосточном ТЦФТО.
На внешних рынках неспокойно
Одновременно увеличили отправки продукции на Дальний Восток, главным образом для последующего экспорта в страны АТР, предприятия ЛПК из других российских регионов, включая Северо-Западный федеральный округ. В 2022 году погрузка лесных грузов в вагонах и контейнерах в адрес ДВЖД выросла на 7,4%, почти до 8 млн т.
А вот погрузка древесины и продуктов переработки с ДВЖД в направлении других железных дорог страны в сравнении с предыдущим годом осталась практически на прежнем уровне. То есть дальневосточники за этот период не расширили свое присутствие на внутреннем рынке. Их лесопродукция, в том числе переработанная, по-прежнему в большом количестве уходит к потребителям из АТР. В то же время на внешних рынках произошли значительные колебания спроса. Лесопромышленники, как и многие другие экспортеры, оказались в зависимости от мировой рецессии, влияющей на темпы домостроения, поскольку производимая продукция деревообработки в основном используется как конструкционный материал в стройиндустрии.
«В Китае в прошлом году продолжали действовать коронавирусные ограничения, что сдерживало объемы строительства, темпы развития экономики страны в целом, и как следствие, потребление лесоматериалов. Но негативные тенденции наблюдаются и в странах, вышедших из локдауна. В Японии, с октября-ноября 2022 года сократилось строительство домов. США демонстрируют сокращение домостроения с мая 2022 года включительно, увеличивая экспорт своей продукции, в том числе, в Азию, куда и мы поставляем свою продукцию. Цены сокращаются, мировая рецессия продолжается. Все это влияет не только на объемы поставок. В азиатских странах национальная валюта демонстрировала волатильность, дешевела к доллару США, что сказывалось и на выручке наших экспортеров, которая сократилась примерно на 20% из-за курсовых разниц», — говорит председатель Ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко.
То что Китай не избежал кризиса на рынке недвижимости, подтверждают в Рослесинфорге. Помимо пандемии, кризисная ситуация вызвана повышением ключевых ставок Европейским центральным банком и Федеральной резервной системой США. Все обернулось низким спросом со стороны строительной индустрии на пиломатериалы, фанеру и сокращением закупочных цен.
Бревно в помощь
В результате Китай (в 2022 году более 64% от общего объема лесных перевозок по РЖД осуществлялось в направлении этой страны) сократил ввоз лесопродукции из РФ на 10,5% к 2021 году. Однако замедление спроса на его рынках явление временное, считают в Рослесинфорге. Страна отходит от политики жестких локдаунов, и стоит ожидать последующего восстановления строительного сектора и роста инвестиций в инфраструктурные проекты. Это положительно повлияет на российский экспорт. Как прогнозируют эксперты, по мере восстановления строительного сектора, рынки пиломатериалов и фанеры в КНР в течении пяти лет покажут рост в среднем на 15%.
Вместе с тем представители отраслевого сообщества ожидают отмену экспортных ограничений по необработанной древесине. Решение о заградительных мерах принималось в одних экономических реалиях, тогда как с февраля 2022 года условия резко изменились, и нужно менять подходы к внешнеторговому регулированию.
«Одна из форм – дать возможность продавать ту продукцию, которая востребована на рынках. Те деревообрабатывающие производства, которые построены в центральной части России, были первоначально рассчитаны на европейский рынок. У Китая, который остается на сегодня основным потребителем лесных грузов из России, иные требования к тем же пиломатериалам. Кто-то может под это перестроить свое производство, но кто-то нет. Единственная продукция, которая является общеприемлемой и востребованной – это круглый лес», — резюмирует Александр Сидоренко.
Между тем рост лесных поставок зависит от степени решения логистических проблем, поскольку свою продукцию в направлении пограничных переходов с КНР активно отправляют другие экспортеры из разных регионов страны. «Пункты пропуска Забайкальск, Гродеково, Наушки многие годы были основным направлением экспорта лесных грузов, суммарная доля лесопродукции в общем объеме превышала 30%. С ростом поставок других грузов, в первую очередь угля и руды, по итогам 2022 года доля лесных грузов снизилась до 18%», — сообщили в ООО «Транслес».
Вопросы транспортной доступности не решить без поддержки государства, убеждены участники отрасли. «Мы высоко ценим тот объем помощи, который поступает сейчас (в 2022 году объем финансовой господдержки предприятий ЛПК превысил 17 млрд руб. – прим. ред.), но его можно и нужно расширить. Например, логично было бы также выделить ЛПК транспортные субсидии на ежемесячной основе. Это позволило бы представителям сектора покрыть возросшие расходы на доставку грузов, в том числе на новые рынки. Компании смогли бы более четко составлять свои производственные планы, не опасаясь кассовых разрывов», — подчеркивает руководитель направления «Логистика» компании «Свеза» Дмитрий Леонтьев.
Текст: Павел Усов