Юрий Трутнев поручил упростить таможенные процедуры на Дальнем Востоке

Совершенствование работы действующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, рассмотрели на заседании совета округа, прошедшего под руководством Заместителя Председателя Правительства – полномочного представителя Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.

– Недавно состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Обсуждались вопросы сотрудничества. Совершенно очевидно, что без четкой работы приграничной инфраструктуры развитие международных экономических связей затруднительно, – начал обсуждение Юрий Трутнев.

На территории ДФО функционирует 59 пунктов пропуска, 8 из них – в Хабаровском крае. В их числе 5 морских (Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань, Охотск, Николаевск-на-Амуре), один воздушный (аэропорт «Новый»), один речной (г. Хабаровск) и один смешанный (Покровка). Грузооборот только морских портов края за 2022 год превысил 43 млн тонн.

В целом в 2022 году Дальний Восток, по данным ФТС России, фактически стал самой крупной зоной международных перевозок и перевалки товаров. Рост объемов импорта составил более 50%. По оценкам Минэкономразвития России, прогноз грузопотока по всем транспортным коридорам России к 2030 году оценивается на уровне 678 млн тонн, из которых 383 млн тонн (57%) будет обеспечен восточным транспортным коридором.

На восточное направление приходится более половины (55%) от всего грузооборота России, к 2030 году доля увеличится до 57%. В том числе это и грузы резидентов дальневосточных ТОР и свободного порта Владивосток (СПВ) – 44 млн тонн сегодня и рост до 137 млн тонн к 2030 году.

В 2022 году через пункты пропуска в ДФО перевезено 257,2 млн тонн грузов (+7,5 % по сравнению с 2021 годом). За период с 1 января 2023 по 1 марта 2023 года прирост грузопотока по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил +22,5%. При этом показатель текущих мощностей дальневосточных пунктов пропуска составляет более 300 млн тонн. Это означает, что еще имеются резервы пропускной способности. Вместе с тем, потребность резидентов преференциальных режимов и общая тенденция укрепления логистических цепочек на восточном направлении диктуют необходимость увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Также на совещании было отмечено, что ОАО «РЖД» планомерно наращивает провозную способность Восточного полигона. По итогам 2023 года она должна достигнуть 173 млн тонн, к концу 2024 – 180 млн тонн, а к 2030-му – 210 млн тонн.

По итогам обсуждения вице-премьер дал ряд поручений. ФТС России дано поручение разработать и внести в Правительство России предложения по упрощению таможенных процедур. Минтрансу России совместно с ОАО «РЖД» и дальневосточными регионами поручено обеспечить синхронизацию мероприятий по реконструкции пунктов пропуска с планами развития транспортной инфраструктуры, в первую очередь автомобильной и железнодорожной.

Добавим, что в Хабаровском крае в числе ключевых – смешанный (автомобильно-речной) пункт пропуска «Покровка». После пандемии его работа была возобновлена в июле 2022 года по поручению губернатора края Михаила Дегтярева. Сегодня объем грузооборота через пункт пропуска растет. Так, с января по март текущего года через «Покровку» было перевезено более 4000 тонн грузов, экспорт составил свыше 1,2 тысячи тонн. По сравнению с летом грузооборот здесь вырос в два раза.

В планах правительства края привлечение большего числа грузоотправителей и грузополучателей, участвующих во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), дальнейшее наращивание экспортно-импортных отношений с КНР, обеспечения 100% загрузки пунктов пропуска.

Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края